Облака 22.03.2016

Дата передачи: 
22 марта 2016
Число заключенных-инвалидов, содержащихся в учреждениях УИС, год от года увеличивается. О том, какие проблемы приходится решать в связи с этим руководству тюремной системы и какие права есть у инвалидов в местах лишения свободы, рассказывают представители общественности и Федеральной службы исполнения наказаний.

 ОБЛАКА

22.03.2016

 

В эфире программа «Облака»...

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому не безразлична их судьба.

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ только в первом полугодии прошлого года к лишению свободы было осуждено почти 104 тысячи человек, из них 849 инвалидов 1 и 2 групп.

Всего четырем инвалидам исполнение приговора было отсрочено - уголовно-процессуальный кодекс предусматривает отсрочку наказания на определенный срок в связи с болезнью осужденного, препятствующей отбыванию наказания.

Год от года количество инвалидов, содержащихся в учреждениях уголовно-исправительной системы, увеличивается. И в настоящее время их насчитывается свыше 21 тысячи, из них 543 человека - инвалиды первой группы.

Отбывание наказания в виде лишения свободы для инвалидов оборачивается многими трудностями, как техническими, так и психологическими. Тем не менее, по информации Федеральной службы исполнения наказаний сейчас много делается для того, чтобы повысить, например, доступность объектов социальной сферы для инвалидов-заключенных. Один из вопросов, которые в связи с этим обсуждаются, касается распределения инвалидов по исправительным учреждениям.

У микрофона руководитель Управления медико-санитарного обеспечения ФСИН России Александр Приклонский:

Что касается вопроса концентрации … в каких-то отдельно взятых исправительных учреждениях инвалидов, полагаю, это тема, которая требует глубокого обсуждения. Здесь неоднозначное мнение…Мое мнение, в данном случае, концентрация их в каких-то отдельно взятых учреждениях обеспечит им социальный разрыв. То, что касается создания в определенных исправительных учреждениях отдельных…хотя слово мне не совсем нравится… отдельных участков – это другое дело. Там, где в совершенстве можно создать условия, в том числе коммунальные, бытовые, возможности привлечения этих осужденных – кто имеет такую возможность – к труду и т.д. – это другое дело. Здесь безусловно эти вопросы рассматриваются и решаются.

Вопросы размещения инвалидов по колониям, а также условия их содержания, материально-бытового и правового обеспечения по-прежнему остаются в фокусе внимания правозащитников. Своими впечатлениями от недавней поездки по колониям, в которых отбывают наказание в том числе и инвалиды, делится член президентского Совета по правам человека Мария Каннабих:

Бытовые условия инвалидов  не всегда отвечают тем требованиям, которые должны… Совсем недавно я видела одну колонию, где инвалиды сосредоточены все вместе, и душевые помещения и туалеты расположены далеко внизу по лестнице. Инвалид, который на коляске, должен посещать туалет, спускаясь по лестнице – это конечно совершенно недопустимо и очень грустно… Подняться многие инвалиды с постели не могут, им надо, чтобы кто-то ими занимался – тоже этот вопрос надо проговорить… поднять этот вопрос необходимо.

Некоторым инвалидам требуется посторонняя помощь и уход, и сейчас этот вопрос, по мнению Марии Каннабих, нормативно недостаточно урегулирован. Есть трудности и с трудоустройством инвалидов.

Я когда была в Мордовии, то видела, что лежат женщины-инвалиды – подняться не могут. Но за ними ухаживают другие женщины, но этот вопрос тоже надо как-то было решать. … Есть инвалиды, которые могли бы работать, они очень хотят работать… многие инвалиды хотят учиться – тоже надо думать об этом. У инвалидов существуют проблемы, связанные с правовыми услугами: многие хотят получить и образование дополнительное, что-то знать о них. Поэтому вопросов, связанных с инвалидами, очень и очень много, … и обязательно и в дальнейшем мы будем разбираться с этим вопросом, потому что очень трудно решить этот вопрос.    

Общественные наблюдательные комиссии, которые осуществляют контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, следят и за положением заключенных-инвалидов в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Их интересует, насколько инвалиды обеспечены средствами реабилитации, а также то, как обстоят дела с предоставлением инвалидности - всем, кому она положена. Продолжает Мария Каннабих:

Обязательно надо следить – общественным наблюдательным комиссиям, в первую очередь, о том, что вся оргтехника, необходимая инвалидам, она была. Вот это вот беда. У кого нет очков. … палочки у всех почти есть, а вот связанное с очками – это сложно. Сложно сделать так, чтобы обязательно человек получал эту помощь каким-то образом… То, что касается инвалидности, это тоже вопрос до сегодняшнего дня до конца нерешенный. Многие люди, которые нуждаются, тоже к великому сожалению, это вопрос тоже не решается до конца.

Вопрос установления инвалидности решает медико-социальная экспертиза. Задача медицинских работников учреждений ФСИН - выявлять случаи, когда человек теряет здоровье настолько, что возникают показания для получения инвалидности. Такому человеку предлагается написать соответствующее заявление и подготовить необходимые документы. В сборе документов осужденному должны оказывать помощь медицинские и социальные работники исправительных учреждений.

Необходимо отметить, что 2016 год принес много изменений для инвалидов, и прежде всего, в порядке установления инвалидности. До этого группа инвалидности присваивалась в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, то есть оценивалась способность человека к общению, обучению, контролю за своим поведением и т. д. Теперь же группа инвалидности определятся в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма. Это можно подтвердить объективно на основе медицинского обследования, а значит сделать процесс определения группы инвалидности менее субъективным. У микрофона председатель Общественной наблюдательной комиссии Алтайского края Александр Гончаренко:

Как правило, таких больных отправляют в лечебно-профилактическое учреждения, краевые, областные… там есть медико-социальная экспертиза, там есть определенные условия, в частности, обследование. То есть туда уже приходит человек, приходят документы. На практике это выглядит так, что бюро медико-социальной экспертизы зачастую выезжает по определенному графику в те или иные учреждения ФСИН. И если это не специализированное бюро, и они решают. Но тут есть определенные права у осужденного. Осужденный может не согласиться с решением медико-социальной экспертизы данного бюро, тогда он имеет право обжаловать у начальника регионального руководство, он пишет заявление и его должны повторно освидетельствовать, но уже в другом бюро, либо в другом составе. И если снова ему будет оказано, то у осужденного остается следующее право в суде отстоять право на инвалидность.

В некоторых регионах, там, где ОНК внимательно относятся к нуждам заключенных-инвалидов, правозащитники уделяют серьезное внимание их обеспечению лекарственными препаратами. Это входит в пакет социальных услуг, предоставляемых инвалидам государством. Продолжает Александр Гончаренко:

Этот социальный пакет, который инвалид может взять либо в виде услуг, либо получить за него денежную компенсацию, он состоит из трех подпакетов: это часть, которая связана с санаторно-курортным лечением, то есть у него есть такое право воспользоваться или получить за это деньги, единовременное денежное пособие. Вторая часть это за проезд в общественном транспорте. И третья это  дополнительное лекарственное обеспечение. И они раз в год подают соответствующее заявление, если они отказываются от этих льгот. И взамен получают ежемесячное денежное.. В Алтайском крае по инвалидам третьей группы - 1700 с чем-то рублей.

К сожалению, на практике не все осужденные инвалиды знают о том, как реализовать своё право на пакет социальных услуг в том, что касается лекарственного обеспечения - отказаться от льгот и получать ежемесячную денежную выплату, либо согласиться сохранить льготы.

Как согласие, так и отказ нужно обязательно оформить письменно и до 1 октября направить заявление в отделение Пенсионного фонда по месту получения пенсии по инвалидности. С 1 января следующего года Пенсионный фонд начнет реализовывать право осужденного в выбранном им варианте. Человеку останется только контролировать этот процесс. В этом также может помочь региональная общественная наблюдательная комиссия по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания.

Например, однажды в ОНК Алтайского края обратился осужденный и сообщил, что он не подавал заявления об отказе от дополнительного бесплатного лекарственного обеспечения. Сотрудники администрации колонии утверждали обратное. Комиссия провела собственное расследование, и слова осужденного подтвердились. Рассказывает Александр Гончаренко:

Мы обратились в бухгалтерию учреждения. Взяли несколько фамилий на выбор – инвалидов, также третьей группы и в том числе и нашего подопечного – посмотрели, сколько им перечислялось на их счет вознаграждения. Оказалось, что трем или четырем инвалидам перечисляли в районе 1800 рублей, а вот этому – тысяча с небольшими копейками. То есть разница составляла порядка 700-750 рублей. Вот таким путем мы доказали, что данный человек действительно не отказывался, поэтому и пособие… единовременные выплаты      у него были меньше, потому что он не отказывался.

Как известно, постановлением правительства определен перечень препаратов, которые при соответствующих показаниях предоставляются инвалиду бесплатно. Даже если в это время он находится в местах лишения свободы или содержания под стражей.

Врач выписывает рецепт. Каждое учреждение, будь то муниципальная поликлиника, будь то в данном случае исправительная колония и там филиал медико-санитарной части – они прикрепляются к какой-то муниципальной аптеке. И вот этот рецепт подается туда – если там есть в наличие, то сразу человеку выдается. Если необходимо заказать, что уходит какое-то время, и так этим лекарством эти люди дополнительно обеспечиваются, и это кстати не из бюджета ФСИН.

Для того чтобы такая процедура заработала на практике, потребовалось время и усилия, в том числе и членов общественной наблюдательной комиссии Алтайского края. Продолжает председатель комиссии Александр Гончаренко:

Медики уголовно-исполнительной системы не очень заинтересованы, и мы большие делали усилия… вообще, когда мы начинали эту работу, они понятия не имели, что такое ДЛО и прочее такое. На сегодняшний день формально это есть, но у нас создается впечатление, что всех стараются побудить отказаться от социальных пакетов, потому что так проще – переводятся на их счет деньги и им проще, потому что они не заняты. Но вот те лица, которые страдают серьезными заболеваниями – им как раз невыгодно отказываться, потому что бывает так, что в колонии просто нет этих медикаментов.

Если же осужденный решил отказаться от дополнительного лекарственного обеспечения, он должен помнить, что возобновить получение лекарств по социальному пакету он сможет только в следующем году, написав заявление не позднее 1 октября текущего года.

***

В заключение передачи сообщаем нашим слушателям, что буквально на днях начал действовать приказ Министерства юстиции № 48, установивший повышенные нормы питания для осужденных инвалидов 1 и 2 групп, содержащихся в местах лишения свободы.  Можно только сожалеть, что этого пришлось ждать 10 лет, ведь Правительство Российской Федерации постановило разработать повышенные нормы питания для данной категории осужденных ещё в 2005 году.

Вы слушали передачу Облака.

Всем привет.

 

PDF-версия: