Открытая дискуссия «Трудные дети»

11 июня 2014 года на девятом Московском международном открытом Книжном фестивале Центр содействия реформе уголовного правосудия провел Открытую дискуссию о подростковых правонарушениях «Трудные дети» и презентацию книг и брошюр, посвященных этой теме.

В мероприятии приняли участие представители Уголовно-исполнительных инспекций г. Москвы и Московской области, Можайской воспитательной колонии, Московского Городского Психолого-педагогического Университета. За круглым столом обсуждались проблемы детей и подростков. Как живется «трудным» детям? Чем они занимаются? Кто их любит? Как их наказывают? Правильно ли делают, что наказывают? Правильно ли детей наказывать тюрьмой? Как соблюдаются их права?

Были представлены и обсуждались книги Центра содействия по данной теме:

- сборник «Трудные взрослые - трудные дети. О домашнем насилии и подростковых правонарушениях», в котором представлены статьи психологов и социологов, специалистов, занимающихся проблемами домашнего насилия и подростковой преступности, материалы интервью и опросов, а также из письма и сочинения воспитанников детских колоний.

- сборник «Париж-Лион. Проблемы защиты детства» - брошюра, посвященная  знакомству с системой ювенальной юстиции Франции, которая содержит описания работы  самых разных государственных и общественных организаций, занимающихся проблемами детей  и подростков в трудной жизненной ситуации.

- брошюра «Наказан условно» - сборник для родителей, педагогов, психологов, социальных работников, включает статьи специалистов, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, а также сочинения и рисунки воспитанников Можайской и Новооскольской воспитательных колоний.

Сотрудникам УИИ, МВК, МГППУ, специалистам, занимающимся проблемами подростковых правонарушений, переданы изданные книги и брошюры.

Получить сборники «Наказан условно», «Трудные взрослые - трудные дети. О домашнем насилии и подростковых правонарушениях», «Париж-Лион. Проблемы защиты детства» можно по адресу Центра содействия реформе уголовного правосудия: Москва, Лучников переулок, д. 4, к. 7. Контакт: 8-905-782-86-58 Дзядко Наталия Михайловна.

На круглом столе директор Центра содействия Наталия Дзядко представила деятельность Центра в воспитательных колониях, рассказала о работе с осужденными подростками.

Об этом также рассказала психолог Анна Шимилис, посещающая с сотрудниками Центра Можайскую воспитательную колонию.

Анна Шимилис: Каждая встреча с подростками – особенная, задачи этих встреч  всегда разные и немаловажные – начиная от условного срока и прав человека, заканчивая тем, что с нами приезжают различные люди – археологи/, художники, архитекторы, которые рассказывают о своей профессии для ребят, это оказывается для них очень важным и ценной информацией, которая помогает им что-то понять про себя, про свое будущее, у них есть возможность задавать нам вопросы, мы общаемся с ними. Это такой большой вклад того, чего не хватает подросткам в заключении. И что-то меняется в лучшую сторону. Благодаря книгам и методическим материалам ЦС есть возможность помочь широкому кругу людей понять, как быть с этими подростками, понять их истории, как можно помочь.

Наталия Дзядко: Сегодняшней детской тюрьмой испугать подростков невозможно. Это к вопросу о профилактике. Но нельзя переоценить тех плюсов, которые тюрьма несет – режим, дисциплина, постоянная интеллектуальная работа, которая там ведется.

Анна Красникова: Как сделать так, чтобы подростки в тюрьму не попадали? Все начинается в семье.  Одно из направлений профилактики – рассказывать взрослым, что насилие в семье недопустимо. Шлепнуть по попе это тоже насилие. Психологическое насилие – тоже насилие. Ребенок, который вырос в системе насилия, отвечает насилием на решение каких-то проблем. Так возникла идея сборника «Трудные дети. Трудные взрослые» - о том, что насилие есть, как можно его избежать, к чему оно приводит. В сборник также включены рассказы подростков, отбывающих наказание, а также бывших осужденных, сотрудников системы, пр. Мы пытаемся проводить параллели между насилием, которые практикуются в семье и насилием в государстве. Во многих странах сейчас практикуется система медиации, т.е. подростка не сразу запихивают в т.рьму, подростку как-то пытаются помочь, не ставят сразу крест. У нас же ставят крест и часто бессмысленный, очень жестокое наказание сопрягается с необязательностью его исполнения, с тем, что оно оттягивается. предположим ты украл 10 банок огурцов и тебя посадили сразу на месяц, ты сидишь и думаешь – да, нехорошо, нехорошо все-таки красть. А если тебя за эти банок посадили через год, потому что сначала был условный срок, потом СИЗО, долгое следствие, то смысла в этом нет практически никакого, потому что это уже забывается. Наказание, как рассказывает немецкий судья, уместно и полезно при некоторых ограниченных условиях. В других случаях – медиация – попытка помочь семье, попытка добиться осознания подростком того, что он нехорошо поступил.

Елена Осипова: У нас обществе есть такое понимание, что дети, попавшие в тюрьму, они какие-то особенные. Меня часто спрашивают – а тебе не страшно с ними работать? на самом деле это обычные дети, ничем не отличающиеся от всех других детей. Возможно, рядом с ними в детстве были трудные взрослые, что в конце концов привело этих детей в тюрьму.

Девочки Новооскольской колонии – им очень интересна работа над собой, очень хотят понять, что в них не так, самим им сложно в этом разобраться.  В колонии, по сути, зачастую они проходят то обучение, которое должны были пройти в семье, рядом со своими мамами, со своими близкими – элементарная гигиена, как постель за собой убирать, и пр. И колония им дала очень много знаний, много понимания. Бытовые условия в колонии очень хорошие.

Представитель УИИ (Светлана) г. Реутова: Подобные дискуссии очень важны, и проводить их нужно чаще. К сожалению, в последние 2 года профилактику мы проводим по минимуму. У нас был опыт, в г. Серпухове, в СИЗО. Мы попросили молодого человека, освободившегося, рассказать о своем опыте. И нам это помогло уберечь от колонии пятерых подростков из неблагополучных семей.

Психолог УИИ г. Москва: Я полностью, согласна, что трудные дети –в первую очередь нужно работать со взрослыми, с трудными взрослыми. Осужденных очень много, повторы совершаются. К сожалению, недостаточно времени у нас для работы с родителями. Мы работаем и со взрослыми, и с подростками,  и с сотрудниками. Не всегда подростки понимают, что такое условное осуждение – пришел, отметился, а потом вообще забыл, что нужно приходить. С родителями, конечно, нужно работать.

Психолог Можайской ВК: Основная проблема, как я вижу, это то, что многие не понимают, что такое условное осуждение. Многие приходят в колонию уже с 3-4 условными сроками. Другая проблема – трудные родители. например, мама приехала на свидание к сыну в таком нетрезвом состоянии, что ее пришлось отправлять обратно. Для этого ее сын написал заявление, чтобы сняли деньги с его лицевого счета, т.к. у матери ничего не было. И вот на его деньги купили ей билет обратный и отправили домой. Есть проблема, например, сейчас к нам пришел в колонию мальчик, уже в третий раз, семье он не нужен, семья им не занимается, никому он не нужен. Это проблема.

Рудешина Татьяна Валерьевна, Библиотека им. Гайдара: Необходима гуманизация сознания. Бытует мнение, что те, кто оказался за гранью закона, в тюрьме, уже выброшен за борт жизни. Категория свободы как нравственная категория и особенная человеческая ценность - это необходимо не только тем, кто осужден, но и для общества в целом.