Выбор РАПСИ 2017. Жизнь столичных СИЗО

Следственные изоляторы являются учреждениями закрытого типа. Это объясняется не только установленным режимом, но и сложностями, возникающими у адвокатов при допуске к подзащитным. И все же из СИЗО регулярно просачиваются новости о том, что происходит по ту сторону заборов, кордонов и колючей проволоки. Особую ценность этой информации придает то, что в большинстве случаев речь идет о лицах, лишенных свободы еще до установления факта их виновности судом. 

РАПСИ выбрало наиболее интересные события из жизни столичных СИЗО. Ведь именно в столице чаще всего рассматриваются резонансные дела с громкими именами фигурантов.

Убийство и защита предпринимателей

Исполнительный директор ГК «Роскосмос» Владимир Евдокимов, обвиняемый в мошенничестве в особо крупном размере 18 марта был найден мертвым в санузле камеры Следственного изолятора № 5. На его теле обнаружены раны груди и шеи. По факту смерти топ-менеджера было возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство).

В данном случае вопросы возникли и к следственным органам, и к руководству самого СИЗО, о чем свидетельствует прокурорская проверка.

По мнению надзорного ведомства, сотрудники следственного изолятора не обеспечили контроль за поведением Евдокимова и других лиц, содержащихся в камере. Кроме того, не был обнаружен запрещенный к хранению нож, который, скорее всего, и стал орудием убийства.

Но особое значение данный инцидент приобрел в другом контексте. Евдокимов обвинялся в незаконном приобретении государственного имущества, принадлежащего ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», на сумму 200 миллионов рублей. Убийство предпринимателя заставило придать большее внимание обсуждению вопроса о гуманизации наказания по экономическим статьям.

По мнению многих экспертов, при обвинении по статье 159 УК РФ (мошенничество) в действительности речь часто идет о предполагаемом совершении преступления в сфере предпринимательской деятельности. Статья 108 УПК и ряд постановлений Пленума Верховного суда запрещают арест по экономическим составам.

Через полгода после убийства Евдокимова и последовавших за этим обращений бизнес-омбудсмена Бориса Титова по озвученной выше проблеме президент РФ Владимир Путин потребовал не допускать заключение под стражу лиц, подозреваемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности.

СИЗО свадьбе не помеха

Однако иногда в СИЗО случаются и позитивные события – например, свадьбы. О желании экс-губернатора Кировской области Никиты Белых и поэтессы (являющейся еще и свидетелем по делу) Екатерины Рейферт заключить брак стало известно еще в прошлом году.

Первое время в Следственном комитете без энтузиазма встретили новость о намерении бывшего губернатора, находящегося в следственном изоляторе по обвинению в получении взятки, изменить свой семейный статус. Рейферт было отказано в свидании с Белых в СИЗО, что являлось необходимым условием для регистрации брака.

Как в традиционном романе, будущие супруги преодолели череду сложностей, направили несколько жалоб. Но в итоге, после поступления в суд уголовного дела в отношении Белых, судья Пресненского суда Москвы разрешила свадьбу.

Церемония бракосочетания состоялась 14 ноября в СИЗО «Матросская тишина». «Процедура была совсем скромной: только сотрудники ФСИН и ЗАГСа подписали документы и официально зарегистрировали брак. Они к этому очень долго шли, так что их можно поздравить», — рассказал РАПСИ адвокат Андрей Грохотов. 30 ноября пара обвенчалась, но уже в «Лефортово».

Пресненский суд столицы уже не в первый раз уже способствует семейному счастью в такой непростой ситуации, когда один из супругов находится под стражей. Летом 2016 года в «Матросской тишине» заключили брак Сергей и Ольга Полонские. Сложно сказать, повлияло ли это как-то событие на позицию суда, но в июле 2017 действия Полонского были переквалифицированы из обычного мошенничества в преступление в сфере предпринимательской деятельности. Суд признал известного девелопера и бизнесмена виновным, но освободил его от наказания за истечением срока давности, Полонский был освобожден из-под стражи в зале суда.

Медицина и арестант в коме

Руководитель управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по Москве Сергей Мороз в ходе посещения журналистами «Бутырской тюрьмы» рассказал о пилотном проекте «Телемедицина», который реализуется в СИЗО-1 при участии председателя Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) города Москвы Вадима Горшенина. Проект предусматривает дистанционные консультации с привлечением самых опытных врачей.

Уже сейчас к работе подключились медицинские сотрудники Российской академии наук. Если проект «Телемедицина» будет развиваться и дальше, то на консультации ведущих врачей смогут рассчитывать арестанты и в других следственных изоляторах Москвы.

Перспективы получения консультаций от ведущих специалистов в области медицины должны обнадежить обвиняемых и подозреваемых, которые нередко испытывают серьезные проблемы со здоровьем, находясь под стражей.

Возможно, такая мера поможет более своевременно реагировать на те случаи, когда жизнь человека зависит от оперативного вывоза подследственного в гражданское медучреждение для оказания медпомощи.

Примером актуальности этой проблемы может служить судьба бывшего владельца банка «Огни Москвы» Дениса Морозова, обвинявшегося в мошенничестве, растрате и организации преступного сообщества. Он скончался в реанимационном отделении Боткинской больницы 12 мая.

Банкир, страдавший рядом недугов, в том числе нарушением свертываемости крови, более года провел в «Бутырской тюрьме». Как следует из комментариев адвоката Морозова, еще в 2016 году, находясь под стражей, мужчина перенес операцию, в результате которой потерял много крови. В феврале 2017 года банкир был госпитализирован из СИЗО и впал в кому, формально все еще находясь под стражей.

Следует отметить, что постановление правительства РФ с перечнем заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, не содержит недуга, от которого страдал Морозов.

Горячая вода и новые технологии

Руководство «Бутырской тюрьмы» готовится к внедрению технических новинок, которые призваны сделать нахождение под стражей безопаснее и комфортнее.

Глава учреждения Сергей Телятников сообщил о системе быстрой идентификации подследственных и осужденных по отпечаткам пальцев «Папилон». Как пояснил Телятников, теперь любой человек, прибывающий в СИЗО № 2 в качестве арестанта, обязательно проходит процедуру сверки персональных данных с дактилоскопическими параметрами. Таким образом, новая система ускоряет и упрощает работу конвойных и нивелирует риски.

Кроме того, введена в работу и портативная версия аппарата «Папилон»: сотрудники изолятора используют ее при отправке и поступлении арестантов после судебных заседаний, следственных действий или после процедуры ознакомления с материалами дела.

Также в планах СИЗО-2 установить несколько сотен камер видеонаблюдения во все помещения учреждения.

В то время как некоторые столичные СИЗО могут похвастаться таким набором продвинутой техники, в Лефортовском изоляторе есть проблемы даже с горячим водоснабжением. На отсутствие горячей воды жаловался, в частности, арестованный экс-глава республики Марий Эл Леонид Маркелов.

Столичный уполномоченный по правам человека Татьяна Потяева в ходе своего визита в СИЗО подтвердила сложности с соблюдением личной гигиены для арестантов. По словам омбудсмена, содержащиеся в СИЗО «Лефортово» вынуждены решать свои гигиенические потребности с помощью баночек с горячей водой, которые им раздают по утрам.

Визит уполномоченного обнадежил содержащихся в Лефортово подследственных: проблема с горячим водоснабжением будет решена, средства на работы заложены в бюджет учреждения.

Минюст подарит арестантам 5 минут

После посещения «Матросской тишины» член ОНК Москвы сообщила о камерах, которые по условиям содержания похожи на «четырехзвездочные гостиницы». Данной информацией заинтересовались в прокуратуре, хотя дополнительный комфорт СИЗО — это безусловный плюс, учитывая специфику подобных учреждений.

В настоящее время камеры в СИЗО оборудуются холодильниками и телевизорами при наличии такой возможности. Минюст предложил изменить правила внутреннего распорядка изоляторов, в результате чего в камерах могут появиться не только холодильники, телевизоры, но и вентиляторы.

Еще одна инициатива от Минюста — удвоение еженедельного количества банно-прачечных дней в СИЗО до двух. Но и это еще не все. Ведомство планирует предоставить арестантам дополнительные 5 минут в душе, чтобы продолжительность положенных подследственным водных процедур возросла до 20 минут.

Государство не всегда бережно относится ко времени граждан, находящихся под стражей. В этом году тема необоснованно длительного содержания граждан в СИЗО поднималась достаточно часто, и положительные итоги борьбы за права подследственных все же есть.

ВС внес в Госдуму законопроект с поправками в УПК, которые обяжут суд при решении вопроса о продлении срока ареста учитывать, насколько эффективно работает следствие и какие мероприятия проводились во время нахождения обвиняемого под стражей.

Осужденный номер один в Федеральном изоляторе № 1

Недавним гостем столичного СИЗО стал самый статусный осужденный в новейшей истории России — бывший министр экономразвития Алексей Улюкаев.

Как известно экс-министр помещен в Федеральный изолятор № 1, который также называют «Кремлевский централ».

«Сейчас экс-министр на карантине, который длится до 10 дней. Это значит, что он находится в камере один. Но потом к нему должны кого-то подселить, или же его самого перевести в другую камеру, где уже есть люди», – говорится на сайте ОНК.

Напомним, 15 декабря 2017 года суд приговорил Улюкаева к 8 годам колонии строгого режима, признав его виновным в получении взятки в размере двух миллионов долларов от главы «Роснефти». Кроме того, суд назначил бывшему чиновнику штраф в размере 130 миллионов рублей и лишил его права занимать государственные должности.

Адвокат Иван Миронов, который также находился в заключении в «Кремлевском Централе» по обвинению в покушении на Анатолия Чубайса, но позднее был оправдан, рассказал РАПСИ об условиях содержания и особенностях данного СИЗО.

«В первую очередь, СИЗО-1 отличается полной изоляцией, практически отсутствует связь с внешним миром, ни о каких мобильных телефонах не может быть и речи. Возможности пообщаться нет даже во время прогулок — играет очень громкая музыка, чтобы исключить любую возможность переклички заключенных», — утверждает адвокат.

По словам Миронова, большая часть камер трехместные, есть двухместные и всего пара восьмиместных — они считаются самыми комфортными. Все камеры оборудованы холодильниками и телевизорами. «Что касается Улюкаева, то после карантина, который длится недолго, к нему подселят одного или, может, двоих «наблюдателей», задачей которых будет доносить администрации СИЗО о любых словах экс-министра. Также в «Кремлевском централе», как и в других СИЗО, избегают оставления заключенных в одиночных камерах из-за возможности суицида», — рассказал РАПСИ адвокат.

Людмила Коростелева


Источник: http://rapsinews.ru/incident_publication/20180105/281466851.html#ixzz53JBQ07oD