+7 (499) 978 29 82
Компенсация морального вреда при оказании медицинской помощи
Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь непосредственно закреплено в Конституции Российской Федерации (п. 1 ст. 1). В развитие этого права в Гражданском кодексе РФ взята под охрану такая ценность человека, как моральное благополучие (ст. 151 ГК РФ). Определено, что нравственные или физические страдания в случае каких-либо неправомерных действий подлежат компенсации.
Однако проблема компенсации морального вреда в случае сохранения жизни и восстановления здоровья в суде не имеет, на данное время, единого подхода к решению. Механизм реализации гражданами права на охрану здоровья установлен Законом № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", принятыми в соответствии с ним федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.
Права пациента в сфере охраны здоровья можно условно разделить на три группы:
• право на медицинскую помощь;
• права, производные от права на медицинскую помощь;
• право на информацию.
Моральный вред принципиально отличается от вреда имущественного. Имущественный вред нагляден и ощутим даже для постороннего человека. Моральный же вред физически неосязаем, неощутим для других. Он существует в двух формах:
1. физическая боль, определяемая как страдание, присущее и человеку, и животному;
2. душевная боль (унижение, страх, стыд), определяемая как переживание, относящееся к эмоциональной сфере, а потому свойственная исключительно человеку.
Важен и фактор длительности действия стресса. Это может быть очень краткосрочное, но интенсивное действие (чаще таким фактором бывает боль), или весьма пролонгированное во времени (изматывающие человека душевные переживания, вызванные, к примеру, вопиющей, по его мнению, несправедливостью). Степень воздействия каждого из них сугубо индивидуальна. Время же отражения морального вреда на здоровье предугадать невозможно — от мгновенной негативной реакции до отсроченной — на месяцы и годы. Фактически возместить моральный вред невозможно, но его можно постараться сгладить — в какой-то степени компенсировать, и законодатель достаточно четко определил условия компенсации морального вреда.
Наиболее часто иски компенсации морального вреда обусловлены отказом в оказании медицинской помощи, либо в оказании медицинской помощи ненадлежащего качества.
Моральный вред компенсируется в соответствии с п. 1 ст. 1101 ГК РФ в денежной форме вне зависимости от наличия или отсутствия подлежащего возмещению имущественного вреда. Но как определить степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, и которые обязан учитывать суд, определяющий размеры компенсации морального вреда с учетом соблюдения требований разумности и справедливости, если этот вред не ощутим для постороннего?
Суд должен тщательно и досконально изучить конкретные обстоятельства дела и проанализировать степень страдания истца (по его собственным оценкам, по мнению его родных и близких и, главное, по заключению судебно-психологической экспертизы).
На что ещё нужно обратить внимание, обосновывая право на компенсацию морального вреда и его размер:
Статья 151 ГК РФ относит вопрос определения размера компенсации морального вреда исключительно к ведению суда. Однако процедура рассмотрения иска и принятия по нему решения носит длительный характер (в среднем суды по данной категории дел относятся к категории сложных и длятся от 6 месяцев до 1,5 лет).
Моральный вред пациенту или его родственникам вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи возмещается по общему правилу при наличии вины (за исключением случаев причинения вреда источником повышенной опасности); соответственно, если вина ответчика не установлена, вред в силу п. 3 ст. 1064 ГК РФ возмещению не подлежит.
Поскольку медицинскую помощь заключенным в основном оказывают в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета, принцип реального возмещения вреда в полной мере (даже в случае установления факта и всех обстоятельств причинения вреда пациенту) реализовать невозможно ввиду отсутствия необходимых бюджетных средств.
Нужно учитывать и факт наличия системы корпоративной защиты (при производстве экспертизы в ходе судебного разбирательства эксперты бюро СМЭ, как правило, встают на сторону медиков, что в отсутствии у судей медицинского образования гарантированно означает отказ в удовлетворении исковых требований пациентов (их родственников) о возмещении вреда, причиненного оказанием медицинской помощи ненадлежащего качества).
Даже принимая положительное решение, суд возмещает истцу только прямой действительный моральный вред, поскольку ГК РФ не предусматривает возможности компенсации за так называемый «упущенный шанс» (по существу, являющийся аналогом упущенной выгоды при причинении вреда имуществу) — невозможность реализации пациентом своих установленных планов и желаний.
При подготовке использованы материалы справочной системы «Экономика ЛПУ».
Подготовила: В.М.Фридман