Из истории Центра

Валерий Абрамкин

В ХХ веке ни в одной стране мира не отправляли за решетку так много людей, как в России. Я знал об этом давно, еще в те времена, когда власти держали цифры о количестве заключенных в большом секрете. Мне было трудно примириться с мыслью, что в этом виноваты только люди, которые попали в тюрьму или в лагерь. Для этого ведь надо было бы согласиться с выводом: народы, населяющие твою страну, самые преступные в мире. Но, с другой стороны, этот вывод трудно было и оспорить — тогда многие люди в СССР были уверены, что в тюрьму у нас зря не сажают.

В 80-х годах мне самому по воле судьбы пришлось на шесть лет отправиться в неволю. Самое сильное впечатление первого тюремного года — это люди, которые находились рядом со мной. Среди заключенных я почти не увидел тех, кого по совести можно было бы назвать преступником. Это совсем не значит, что их отправили за решетку совсем ни за что. Людей, арестованных или осужденных не по закону, было не так уж много. Но если бы каким-нибудь волшебным образом удалось поменять заключенных на случайных людей с воли, я думаю, что этого бы просто никто не заметил.

Тогда и сложилось у меня твердое убеждение: менять надо законы, сам порядок, при котором непонятно, зачем так много людей, не представляющих опасности для окружающих, надо делать преступниками и держать в неволе. В конце концов, мне удалось оказаться на свободе, и вместе со своими друзьями, думавшими примерно так же, создать организацию, которая сейчас носит название:

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМЕ УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ

Организация эта, как можно догадаться по ее названию, и пытается способствовать таким переменам в законодательстве и в жизни, которые позволили бы нашей стране избавиться от печального тюремного рекорда, упомянутого в самом начале этой страницы.

Участие в реформах начала 90-х

В 1992 году Верховным Советом РСФСР был принят закон о внесении изменений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК РСФСР). В этом законе были учтены основные предложения Центра, направленные на значительное смягчение условий содержания заключенных

Закон предусматривал:

- отмену жестоких дисциплинарных наказаний и неоправданных ограничений, наказаний в виде лишения свиданий с родственниками, посылок и передач, права приобретать на заработанные заключенным деньги продукты в магазине учреждения, права самому решать - стричься ли наголо, иметь ли свой радиоприемник и т.п.;

- отмену запрета на посещение пенитенциарных учреждений активистами неправительственных организаций (НПО), журналистами, священниками;

- право на свободу вероисповедания и личную безопасность;

- право на отпуск и телефонные переговоры и т.п. (такое право до сих пор имеют заключенные далеко не всех стран).

В последующие годы сотрудники Центра участвовали в работе и над другими законами в сфере уголовного правосудия и исполнения наказания, в проведении судебной реформы. Центр немало способствовал первым успехам судебной реформы в нашей стране. В 1994 г. директор Центра Валерий Абрамкин был назначен членом Совета по судебной реформе при Президенте РФ. К сожалению, в 1991 - 1998 годы процесс судебной реформы не только замедлился, но и пошел вспять. Во многом это было связано с тем, что реформы встретили ожесточенное сопротивление со стороны консервативных политических сил и ведомств (Прокуратуры, МВД и др.).

В условиях роста преступности позиция консерваторов находила поддержку у значительной части общества: многие люди считали и считают, что единственно эффективное средство борьбы с преступностью - тюрьма. С 1991 по 1998 годы количество заключенных в России выросло в полтора раза, перевалив за миллион человек. Это привело к ухудшению положения заключенных и расширению туберкулезной эпидемии, средств на борьбу с которой у государства не было.

Организация общественной поддержки реформ в 90-х годах

Преступность и проблемы, связанные с ней, во всех странах мира представляют собой предмет острого интереса и беспокойства населения, СМИ, политиков. Как показывает международный опыт, программы преобразований, направленные на смягчение уголовной политики, гуманизацию уголовного наказания, обречены на провал без проведения активной пропагандистской и информационной работы, организации широкой общественной поддержки реформаторским силам.

Именно поэтому одно из главных направлений деятельности Центра: организация широкой политической и общественной поддержки реформаторским силам в России. Задачи этого направления: привлечь внимание СМИ, всего общества органов власти к тревожному положению в пенитенциарной системе, дать точное представление о тех глобальных катастрофических последствиях, которыми грозит промедление в проведении реформ. В рамках решения этих задач Центр выпустил сотни книг, брошюр, буклетов, листовок и плакатов, подготовил более тысячи публикаций, аудио и видео сюжетов для СМИ.

Важную роль в просветительской и пропагандистской работе Центра играетеженедельная радиопередача о проблемах заключенных "Облака", которая выходит на волнах государственной радиостанции "Радио России" с 1992 года и принимается на всей территории нашей страны. По опросам, проведенным фондом "Общественное мнение", эту передачу слушает 25% взрослого населения России, не считая заключенных.

Большой общественный резонанс вызвала выставка Центра "Человек и тюрьма", которая дважды экспонировалась в Государственной Думе, в различных залах Москвы и во многих других городах. С 1998 г. выставку посетило более 200 тысяч человек.

Сегодня значительная часть населения России уже понимает: последствия проводимой уголовной политики, абсурдные способы "борьбы с преступностью" стали страшнее самой преступности. Об этом говорили десятки тысяч писем,приходивших в Центр, результаты социологических исследований. Так, 65% опрошенных фондом "Общественное мнение" в десятках регионов России считали, что улучшение условий в тюрьмах является важнейшей государственной задачей.

Развитие ситуации и обзор деятельности Центра в 1998 - 2005 годах

Изменения, произошедшие в общественном сознании в последние годы, оказали существенное влияние на политиков, функционеров федеральных и региональных органов власти. После перехода в 1998 году тюремной службы (ГУИН, с 2004 г. - ФСИН) из МВД в Минюст ситуация в местах лишения свободы стала постепенно улучшаться.

Самые значительные улучшения произошли в 2000-2004 гг., после принятия целого ряда законов, направленных на сокращение численности тюремного населения.

Об этом можно судить по различным интегральным показателям.

Относительное количество заключенных, которые страдают открытой формой туберкулеза, снизилось за последние три года (2002-2005 гг.) более чем в полтора раза (с 10,3 до 6,7%). В 4,3 раза (2000-2004 гг.) увеличились расходы из федерального бюджета на одного заключенного.

Изменения к лучшему произошли, прежде всего, за счет сокращения численности тюремного населения России в 1,4 раза: с 1млн. 063 тысяч (2000 г.) до 763 тысяч (начало 2005 г.). По ОКЗ - относительному (на 100 тысяч) количеству заключенных - Россия (ОКЗ - 530) переместилась с первого места на третье. Сейчас нас опережают США (ОКЗ - 730) и Белоруссия (550). Однако в большинстве стран этот показатель ниже 300, и очень мало стран, где этот показатель выше.

Даже сейчас, после значительного увеличения средств, выделяемых из федерального бюджета на тюрьмы и колонии, расходы на одного заключенного (2200 долларов в 2004 г.) в десятки (в 20-40) раз меньше, чем в странах с цивилизованной системой уголовного правосудия (СУП). 
Радикального улучшения ситуации с правами человека в СУП (имеются в виду не только заключенные, но и пострадавшие от преступлений, население, проживающее в тюремных регионах) невозможно добиться без сокращения тюремного населения до 300-350 тыс. человек, изменения карательного характера уголовной политики правосудия на восстановительный. 
Российские исправительные учреждения более проницаемы и открыты для правозащитников и журналистов по сравнению с учреждениями других ведомств, например с психиатрическими больницами и психо-неврологическими диспансерами. 
Тем не менее, открытость ГУИН (ФСИН) ограничена традицией субординации, свойственной милитаристским структурам. Для ознакомления даже с открытыми документами требуется разрешение вышестоящих органов. Например, такое разрешение необходимо получить для ознакомления (тем более копирования) с личными делами заключенных, документами о финансовой деятельности. 
Закон об общественном контроле, поступивший в Госдуму еще в 1998 году, не был принят вплоть до 2008 года, хотя был одобрен в первом чтении еще весной 2004 года, правда в сильно урезанном (по сравнении с первым) варианте. До 2008 года дальнейшего продвижения этого закона не наблюдалось.

Поэтому можно сделать вывод, что открытость пенитенциарных учреждений, о которой так много говорило руководство ГУИН (ФСИН), скорее является саморекламой, попыткой повысить репутацию службы, и на самом деле возможностей для реального общественного контроля за ситуацией в то время в УИС так и не было создано.

Ситуация еще более ухудшилась в 2004-2005 гг. Социальная напряженность в местах лишения свободы явно возросла. Об этом можно судить по участившимся случаям массовых акций протеста заключенных.

* * *

Понятно, что процесс сокращения численности заключенных только за счет смягчения уголовной политики не может стать долговременным и устойчивым. Сокращение потока на входе в тюрьму и увеличение потока на выходе из нее приведет к увеличению численности людей, положение которых вынуждает их к совершению преступлений. В этом случае нетрудно предугадать реакцию населения, а вслед за ним - и политиков, на смягчение уголовной политики. Именно поэтому уже тогда, по мнению Центра, российскому государству и обществу необходимо было принимать срочные меры по созданию сети служб, которые были бы способны оказывать действенную помощь осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и освобождающимся из мест лишения свободы. С 2002 г. одна из главных программ Центра - "Создание системы непрерывного социально-правового сопровождения несовершеннолетних правонарушителей". Эта программа поддерживалась Советом при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (до 2010 года председатель Совета - Э.А. Памфилова).

Центр продолжает также работать в направлении правового просвещения населения, выпуская брошюры и буклеты в помощь заключенным, их родственникам, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и просто гражданам (серия "Знай свои права!"), следит за соблюдением прав человека в местах заключения (через участие в Общественных наблюдательных комиссиях над местами принудительного содержания), старается участвовать в разработке уголовно-исполнительного законодательства, оказывает благотворительную, правовую и моральную помощь заключенным и освободившимся из мест лишения свободы.