Облака 10.11.2015

Дата передачи: 
10 ноября 2015
Член ОНК г. Москвы Александр Куликовский рассказывает о порядке подачи обращений и жалоб и в какие органы власти их следует отправлять, а также типичных ошибках, которые допускают заключенные, и дает рекомендации, как действовать в тех случаях, когда заявители либо не получают ответ из ведомств, либо не удовлетворены ответом.

ОБЛАКА

10.11.2015

 

В эфире программа «Облака»...

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому не безразлична их судьба.

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

Для человека, находящегося в любом закрытом учреждении, исключительно важно не чувствовать себя полностью изолированным об общества и от правовой системы государства. Это необходимо и для ощущения личной безопасности, и для правовой защищенности. Юридически, защита прав и свобод граждан, в том числе лишенных свободы, гарантируется, нашей конституцией.

Для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений это обеспечивается законом о содержании под стражей, в котором говорится, что они имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Также заключенные имеют право обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность следственного изолятора.

Порядок подачи заявлений и жалоб регламентируется правилами внутреннего распорядка закрытого учреждения – ПВР. Так, в пункте 47 ПВР СИЗО говорится, что «Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности – бумага и шариковая ручка». В то же время, конверты и марки человек должен купить сам в тюремном ларьке или рассчитывать на помощь родственников, оставшихся на воле. Кроме этих писанных правил, есть и другие, неформальные – советы и рекомендации, основанные на многолетнем опыте работы правозащитников. У микрофона член общественной наблюдательной комиссии Москвы Александр Куликовский:

Человек, который находится в следственном изоляторе, имеет право в первую очередь на ознакомление с правилами внутреннего распорядка в их полной редакции. Это многостраничный документ, который регламентирует жизнь в следственном изоляторе и на который необходимо опираться, в том числе, и при отправлении каких-либо писем, обращений, жалоб и т.д. Правило номер два. Ознакомившись с ПВР, необходимо помнить, что, несмотря на возможность устного обращения, необходимо всегда обращаться письменно  по всем вопросам. Правило номер три – неписанное правило: обращаться по одному вопросу в одном письме – не следует писать разу обо всем, что наболело. Потому что адресатов у подобного обращения может быть несколько и в результате велика вероятность, что большинство из тезисов в этом обращении останутся без ответа, и на это письмо ответит только один из адресатов.

Любое обращение человека, содержащегося в следственном изоляторе, должно быть зарегистрировано в специальном журнале, который предоставляется ему спустя некоторое время, чтобы он в нем расписался в подтверждение того, что обращение было подано. При необходимости заключенный может попросить у сотрудников письменное подтверждение, что обращение было направлено по указанному адресу. Правозащитники рекомендуют самому заявителю для памяти записывать даты, время подачи обращений и тему. Бывает, что после неоднократных и безрезультатных обращений человек уже перестает отслеживать их судьбу и не может толком сказать, кому, когда и какие жалобы он отправлял. В результате, это затрудняет оказание ему помощи со стороны членов ОНК или юристов общественных организаций. Продолжает Александр Куликовский:

После регистрации в журнале этажа или корпуса можно ожидать ответа, но в большинстве случаев мы сталкиваемся с ситуацией, когда органы прокуратуры, следствия игнорируют эти письма, обращения, что по сути своей является нарушением уголовно-процессуального законодательства – если мы говорим об обращении, связанном с уголовным делом. Такая же ситуация бывает, связанной с медициной. Человек пишет: прошу направить меня к зубному врачу в связи с острой болью – и пишет, и пишет, и пишет, и ждет ответа – ответа нет, и врача нет.   

Необходимо помнить, что должностные лица несут ответственность за непредоставление ответа и могут быть подвергнуты дисциплинарному наказанию. Поэтому  в случае если ответ не поступил в установленный срок, необходимо обращаться к прокурору с соответствующей жалобой. При составлении жалобы-обращения следует придерживаться некоторых простых правил.

В верхнем правом углу пишете к кому вы обращаетесь: желательно обращаться по имени-отчеству и знать как зовут человека, к которому вы обращаетесь. Вы пишете «от кого». Дальше вы пишете «Заявление» или «Жалоба». Дальше вы вкратце, в одном абзаце описываете, что происходило до сих пор и во втором абзаце вы описываете, что вы хотите. При этом текст должен быть максимально простым, и, соответственно, все обращение не должно занимать одной страницы. Если вы хотите что-нибудь приложить к этому обращению в качестве дополнения, вы можете это сделать, указав «Приложение на (таком-то количестве) листах». После того, как поставите подпись это можно отправлять. Писать историю «от сотворения мира» бессмысленно, потому что, как я уже говорил, будет найдена одна фраза, на которую будет предоставлен ответ. В результате, суть обращения будет размыта, и ответ обращения настолько же будет размыт.

Исключительно важно в конце письма добавлять: «О результатах рассмотрения  моего  обращения прошу уведомить меня по такому-то адресу». Чиновники воспринимают текст письма буквально, и если человек просит провести проверку или жалуется на что-то, но не просит направить ему ответ, то ответ ему может быть и не направлен. Хотя федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан» предполагает, что ответы должностных лиц должны предоставляться в течение 30 суток. Это общий порядок для всех граждан Российской Федерации. Если вы направляете жалобы и ходатайства, которые являются частью уголовного процесса, то в этом случае все сроки и обязанности прописаны в уголовно-процессуальном кодексе. Однако, по мнению правозащитников, часто эти сроки не соблюдаются, и в таких случаях рекомендуется обращаться в прокуратуру  или в районный суд по месту пребывания, т.е. расположения следственного изолятора. В заявлении указывается просьба о выполнении требований закона в части, касающейся нарушений уголовно-процессуального кодекса. Если обращения в эти органы не помогают, можно обратиться к региональному уполномоченному по правам человека. Иногда эти обращения оказываются результативными. Об опыте работы Уполномоченного по правам человека города Москвы рассказывает член ОНК Москвы Александр Куликовский:

Обращения, поступающие в адрес Уполномоченного по правам человека по г. Москве, в соответствии с законом о содержании под стражей, в соответствии с правилами внутреннего распорядка, не подвергаются цензуре. Если у вас есть средства купить конверт, вы можете запечатать письмо в конверт, и в случае, если это письмо будет открыто сотрудниками тюрьмы, это будет нарушение. В очень редких случаях эти письма открываются. В большинстве случаев они так и доходят в конверте. Это – плюс, конфиденциальность обращений к уполномоченному. Второе… Обращения регистрируются. Понятно, что уполномоченный не является процессуальным лицом, участником уголовного процесса, поэтому сам уполномоченный сам никакие обращения не рассматривает, а лишь формирует для себя картину происходящего в той или иной сфере, в том числе в сфере соблюдения прав человека в местах принудительного содержания, однако все обращения, которые поступают, они направляются в соответствующие ведомства, инстанции и, в соответствии с заведенным порядком, обращения, которые направляет уполномоченный, никогда не остаются без ответа, и ответы на эти обращения всегда приходят за подписью первого лица.

Этот механизм позволяет заключенному получить ответ напрямую, минуя все промежуточные ступени, которые существуют в том или ином ведомстве.

Если  вы напрямую обращаетесь в прокуратуру города Москвы, вам ответят с большой вероятностью межрайонная прокуратура. Повторное обращение возможно приведет к ответу опять же из межрайонной прокуратуры, к повторному аналогичному ответу. В некоторых случаях вам ответит окружная. Добиться ответа Московской городской прокуратуры сложно, но возможно. В результате вы потеряете очень много времени. Обращение через уполномоченного в данном случае позволит вам сократить сроки до полутора месяцев, до месяца.

Обращения к уполномоченному по правам человека должны строиться по похожей схеме. В первом абзаце вкратце описывается ситуация на день написания обращения, во втором абзаце излагается собственно сама просьба. Например, если человек попросит Уполномоченного по правам человека направить его жалобу в прокуратуру города Москвы,  то он получит ответ и по существу и, с высокой вероятностью, за подписью заместителя прокурора города Москвы. Однако пользоваться правом обращения к Уполномоченному по правам человека следует только в случае, если права заявителя были нарушены при его предыдущих обращениях в другие инстанции. Продолжает Александр Куликовский:

Если вы ходатайствовали перед следователем о чем-либо, и вы не получили ответ от следователя, вы можете выбрать тактику: обратиться с жалобой к руководителю этого следователя, обратиться с жалобой в прокуратуру, обратиться с жалобой в суд. И в случае, если указанная жалоба не будет рассмотрена… на действия следователя, вот в этом случае вы обращаетесь к уполномоченном, потому что это означает сбой главного механизма, который позволяет вам защитить свои права. Другими словами, если вы получили ответ на ходатайство, и это ходатайство не удовлетворено без каких-либо причин и без объяснений… Допустим, вы ходатайствовали о встрече с матерью и получили отказ, что само по себе странно, потому что ваша мама не знала ничего о ваших уголовных деяниях, и этот отказ для вас явно не мотивирован, вы можете обратиться к уполномоченному, потому что в данном случае нет препятствий к тому, чтобы запрещать  вам встречи с родственниками.

В случае если в ходатайстве отказано мотивировано, человеку остается следовать той процедуре, которая указана в уголовно-процессуальном кодексе. Но для всех обращений, по мнению члена ОНК города Москвы Александра Куликовского,  есть некие общие принципы, которых человек может придерживаться, если хочет защитить свои права. 

Общее правило защиты своих прав заключается в том, чтобы искать и находить защитников своей точки рения в той или иной правоохранительной систем. Другого пути не. Защитников ваших прав может стать уполномоченный, может стать прокурор, может стать судья. Задача человека, который находится в условиях несвободы, заключается в том, чтобы найти человека, который будет разделять его представления о справедливости. И если в том регионе, где он находится, он не нашел ни одного человека, который бы мог ему помочь, он должен предпринять все усилия для того, чтобы продолжить все усилия для того, чтобы продолжить поиски уже в федеральных органах власти – в федеральных ведомствах, в генеральной прокуратуре, или, соответственно, как это указано в уголовно-процессуальном кодексе, в Верховном суде.

Это общее правило. И главное  –  не надо отчаиваться. Есть целый ряд афоризмов и мудрых изречений, на которые можно опереться. «Вода камень точит», «Дорогу осилит идущий» -  эти крупицы мудрости накоплены за многие тысячи лет развития цивилизации, и у нас нет оснований им не доверять.

Вы слушали программу Облака. Всем привет.

PDF-версия: