Облака 13.09.2016

Дата передачи: 
13 сентября 2016
Реформы российской исправительной системы идут, а реабилитационный потенциал колоний-поселений в полной мере не используется. КП – учреждения полуоткрытого типа, которые дают возможность заключенным, отбывшим несколько лет в режимных колониях, подготовиться к полноценной жизни на свободе. О преимуществах КП и о том, какие проблемы встают на пути превращения в полноценный элемент системы ФСИН, рассуждает эксперт Центра «Содействие» Валентина Фридман.

Исправительные учреждения полуоткрытого типа - такие как колонии-поселения - могли бы стать для многих осужденных последним шагом на пути к свободе. Условия жизни в них отличаются от условий содержания в режимных колониях, и имеют намного меньше ограничений. Колония-поселение дает возможность постепенно привыкать к свободе и избежать стрессовых ситуаций, с которыми нередко сталкиваются заключенные при освобождении.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, колонии-поселения должны были стать одним из двух основных типов исправительных учреждений, однако, концепция была переработана, и сейчас такой задачи уже не ставится. На сегодняшний день из 530 тысяч осужденных, лишенных свободы, только 34 тысячи находятся в колониях-поселениях. Причем значительная часть из них – это не те осужденные, которые отбывают последний период своего срока и готовятся к освобождению, а те, кто попал туда по приговору суда за преступления небольшой и средней тяжести, или совершенные по неосторожности. То есть это люди, которым не нужно привыкать к свободе, а нужно просто дать возможность не отвыкнуть от нее и чтоб не стать асоциальной личностью, способной в дальнейшем на нарушения общественного порядка и безопасности граждан.

Таким образом, реформы исправительной системы идут, а реабилитационный потенциал колоний-поселений не развивается и остается не востребованным. Те осужденные, которые с большей пользой для себя и для общества могли бы там находиться, в колонию-поселение не попадают.

С одной стороны, потому, что это не так просто, поскольку нужно соответствовать целому ряду не вполне четко прописанных критериев, с другой стороны – сами осужденные, по большей части, не хотят, потому что не видят в этом смысла – они уже отбыли часть срока, которая позволяет просить о переводе на колонию-поселение, а также ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. И делают выбор в пользу УДО. Комментирует правовой консультант Центра содействия реформе уголовного правосудия Валентина Фридман:

Общий режим – это легкие относительно преступления. Сейчас у нас, если посмотрите судебную статистику, осуждается до 70 процентов в особом порядке. То есть, человек говорит: да, я своровал, я сразбойничал, и получает меньший срок. Значит, у него уже изначально срок меньше, и … эти сроки небольшие, максимум до пяти лет, если человек идет по особому порядку. 51:20 И люди – пока они сидели в СИЗО где-то полгодика, пока они приехали, пока они пришли в себя, и им уже можно уходить на УДО – зачем им КП? … ему выгодней УДО, чем КП… Приехали в колонию, вы там обустроились, ..там знакомые, вы уже по крайней мере знаете как двигаться – и вдруг вы хотите переезжать в колонию-поселения – значит, вас этапом гонят, новый коллектив… а вы уже половину просидели… и чего вам эта колония-поселение нужна?

***

Концепция развития уголовно-исполнительной системы ставит своей целью, помимо прочего, «расширение оснований направления в колонию-поселение», а также «предоставление возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства». И судя по статистике Федеральной службы исполнения наказаний, число осужденных, содержащихся в колониях-поселениях растет: только в этом году на 1 августа прирост составил более восьми процентов. Это показывает, что какие-то шаги в этом направлении делаются, суды стали охотнее использовать лишение свободы в колонии-поселения как меру наказания или санкционировать перевод осужденных из режимных колоний. Правозащитники надеются, что это не временное явление, а тенденция, которая будет сохраняться и усиливаться. Для того, чтобы это произошло, необходимо обратить внимание на практику применения судами статьи 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, определяющей изменение вида исправительного учреждения.  Как известно, для того, чтобы добиться смягчения режима содержания, осужденный, прежде всего, должен отбыть определенную часть срока и заработать за это время положительную характеристику. Однако далеко не всегда этих факторов бывает достаточно. Есть еще субъективное мнение прокурора и, конечно, судьи.

В качестве примера можно привести выдержку из апелляционного постановления районного суда г. Новосибирска по жалобе осужденной, которая в июне этого года обратилась в суд с ходатайством о переводе в колонию-поселение. Формальное условие для перевода было соблюдено - отбыта необходимая часть срока, содержание - на облегченных условиях, что само по себе говорит о надлежащем поведении заявительницы. В апелляционном постановлении говорилось о положительной характеристике осужденной, наличии у нее поощрений, добросовестном отношении к труду, о прохождении обучения в школе и профессиональном училище. Осужденная  приобрела в колонии профессию, работала, принимает участие в мероприятиях, поддерживает связь с родственниками. Отмечалось также, что ею «выплачен штраф и частично погашена задолженность по исполнительному листу.» Администрация колонии поддерживала ходатайствовала о переводе женщины на колонию-поселение.

Несмотря на такой впечатляющий перечень, суд принял отрицательное решение и отказал в переводе, основываясь лишь на том, что осужденная «допускала нарушения правил внутреннего распорядка в следственном изоляторе». То есть, суд посчитал положительную динамику в поведении осужденной недостаточной для того, чтобы перевести ее в колонию с  режимом помягче – более значительными он посчитал нарушения правил содержания, совершенные человеком в тот период, когда он еще не был признан виновным, не был осужден, перед ним не была поставлена задача исправиться, и с ним не проводилась целенаправленная воспитательная работа.

Апелляционный суд оставил решение первой инстанции без изменения, поддержав позицию прокурора, выступавшего против перевода в колонию-поселение. Жалоба осужденной не была удовлетворена.

***

Условия содержания в колониях-поселениях предоставляют большие возможности для реабилитации и социальной адаптации осужденных, что является одной из главных целей российской исправительной системы. Осужденные в этих учреждениях содержатся без охраны, но под надзором; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации могут передвигаться без надзора и вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого она расположена. В отличие от режима обычных исправительных колоний, поселенцы могут носить гражданскую одежду, пользоваться деньгами, иметь свидания без ограничения их количества.

Таким образом, колонии-поселения почти идеально подходят в качестве переходного этапа для привыкания человека, проведшего несколько лет в неволе, к настоящей свободе. Но это также и проверка его чувства ответственности  и способности пользоваться и не злоупотреблять теми свободами, которые предоставляет ему колония-поселение. Продолжает правовой консультант Центра содействия реформе уголовного правосудия Валентина Фридман:

Когда администрация дает характеристику в режимной колонии и говорит, что он не встал на путь исправления или он не достоин УДО – вот когда они это говорят – то понять почему недостоин невозможно, потому что что они пишут в характеристике: спальное место содержит в чистоте, сам содержит себя в чистоте, участвует в воспитательных мероприятиях, трудится, если трудоустроили – то есть фактически они никак не характеризуют эту лично для того чтобы показать как он жил бы на воле – а в колонии-поселении гораздо легче дать объективную характеристику и показать тому же суду, как этот человек будет себя вести на воле, потому что там режим мягче и соблазнов больше нарушить и если человек не нарушает, это уже показатель того, что он готов к жизни на воле чем тот который нарушает.

Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает возможность для осужденных, отбывающих наказание в режимных колониях, просить о переводе на колонию-поселение: с общего режима – после отбытия одной четвертой срока, со строгого – после одной трети. Об этом говорится в статье 78 УИК РФ. Для тех же, кто ранее был условно-досрочно освобожден и совершил новое преступление, такое право дается после отбытия не менее половины срока, а при совершении особо тяжкого преступления – после двух третей. Но после отбытия двух третей у таких осужденных уже появляется возможность освободиться условно-досрочно, и перевод в колонию–поселение становится менее важным.  

Продолжает Валентина Фридман:

Мало кого переводят – просто – в колонию-поселение, так как должны переводить. Во-первых, начинается уже с того, что нарушается этот принцип «по одной трети». Причем самое интересное, что вначале – 2003-2004 год – переводили по одной трети… фактически отбытого срока. А потом перестали непонятно по какой причине… судьи решили, что нет, надо по две трети и теперь получается глупость потому что люди не понимают смысла вообще колонии-поселения – зачем ему это нужно, если его по две трети переведут и могут и по УДО освободить – выгоднее уйти по УДО, чем переходить в колонию-поселение, этапом туда ехать, новый коллектив там, в общем, целые проблемы для осужденных.

Есть мнение, что на самом деле формулировка статьи 78 УИК РФ, а именно пункт г), касающийся колоний строгого режима, трактуется судьями неверно, и его надо понимать так, что все осужденные, содержащиеся в колониях строгого режима, имеют право просить о переводе на колонию-поселение после отбытия одной трети срока наказания. И только тем, кто, будучи условно-досрочно освобожденным, совершил новое преступление - особо тяжкое, необходимо отбыть не менее двух третей срока.

Как правозащитники, так и сами заключенные, поддерживают ту точку зрения, что наиболее целесообразен более ранний перевод осужденных, отбывающих длительные сроки наказания, в условия, которые в большей степени способствуют социальной реабилитации и адаптации. Если человек уже продемонстрировал положительное поведение и критическое отношение к совершенному преступлению, администрация колонии подтверждает, что он адекватно реагирует на воспитательные меры, ему нужно находиться в других условиях - менее ограничивающих свободу, чтобы привыкать к самостоятельности и ответственности. Рано или поздно его ждет освобождение, и общество заинтересовано в возвращении из мест заключения людей, приспособленных к жизни на свободе. Колонии-поселения, и по своему устройству, и по условиям содержания, более всего подходят для решения таких социально-ориентированных задач. И в перспективе именно они могли бы стать основными учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Вы слушали программу Облака.

Всем привет.

PDF-версия: