Облака 18.08.2015

Дата передачи: 
18 августа 2015
В последний день июля Пленум Верховного суда РФ одобрил законопроекты, которые могут привести к снижению числа наших граждан, попадающих в систему уголовного правосудия. Деяния небольшой тяжести предлагается декриминализировать, то есть перевести их в разряд административных правонарушений. Беседа с судьей Конституционного суда в отставке, доктором юридических наук Тамарой Георгиевной Морщаковой.

ОБЛАКА

18.08.2015

 

В эфире программа «Облака»...

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому не безразлична их судьба.

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

В последний день июля Пленум Верховного суда РФ одобрил законопроекты, которые могут привести к снижению числа наших граждан, попадающих в систему уголовного правосудия. По словам Председателя Верховного суда  Вячеслава Лебедева, "Если изменения будут приняты, из сферы уголовной ответственности в общей сложности будут выведены более 300 000 человек, а это – существенная цифра".  Действительно, в 2014 году из 719 тысяч всех осужденных в России 330 тысяч человек были признаны виновными в преступлениях небольшой тяжести. 

Теперь деяния небольшой тяжести предлагается декриминализировать, то есть перевести их в разряд административных правонарушений. Как считает Вячеслав Лебедев: «У государства не может быть цели кары или мести за то, что человек совершил, каждое преступное деяние нужно наказывать, но наказание должно быть соразмерным тому нарушению, которое совершил человек, и с учетом всех обстоятельств совершенного».  А люди - "это главная ценность государства, к которой не нужно относиться декларативно".

Судя по комментариям, опубликованным в средствах массовой информации, многие юристы в целом поддерживают эти инновации. И некоторые считают, что необходимость таких законодательных изменений назрела давно.

У микрофона судья Конституционного суда в отставке, доктор юридических наук Тамара Георгиевна Морщакова:

Идея, которая лежит в основе проектов, предлагаемых теперь Верховным судом РФ, понятна. Российское уголовное законодательство и процедура привлечения к уголовной ответственности являются достаточно жестокими с точки зрения санкций, которое назначают суды, и с точки зрения вообще оценки тех или иных правонарушающих деяний как преступных. Российское законодательство всегда характеризовалось тем, что многие деяния, на самом деле не представляющие такой степени общественной опасности, они преследовались именно по уголовному кодексу. К чему это приводило – это очень важно понять: это приводило к тому, что не просто увеличивалось необоснованно тюремное население в России, но это приводило и к абсолютной несоразмерности мер, применяемых государством, органами уголовного преследования, и деяний, которые совершены.

Если обратиться к статистике, за последние три года по данным судебного департамента, за незначительную кражу, совершенную без отягчающих обстоятельств, у нас были осуждены около 200  тысяч человек. В прошлом году почти 61 тысяча человек осуждена за кражу имущества стоимостью от 1000 до 2500 рублей, 12 тысяч из них приговорены к лишению свободы. Продолжает Тамара Морщакова:

Например, за мелкие хищения, не связанные с какими-либо отягчающими признаками, квалифицирующими обстоятельствами, уголовная ответственность наступает у нас до сих пор при размере кражи, равной одной тысяче рублей. Понятно, что в стране происходят разные экономические процессы и инфляционные процессы. Тысяча рублей, которая может оказаться – и такие случаи на практике много раз происходили – превышенной путем деяния, поистине не являющегося… показывающим преступный характер поведения лица, которое его совершило, ведут к тому, что криминальное население в России существенно растет. Поэтому законопроект действительно можно считать направленным на – у нас любят такое слово  - гуманизацию уголовной ответственности. Я бы не называла это гуманизацией, а называла это социальной обоснованностью уголовной ответственности.

Деяния, преступные по сути, общественно-опасные, конечно, должны влечь неотвратимое наказание. В то же время, другое противоправное поведение может являться основанием для привлечения не к уголовной, а к административной ответственности. И, таким образом,  не останется безнаказанными. Административные взыскания, по нынешнему законодательству, часто очень близки по своей тяжести к мерам уголовной ответственности. По кодексу об административных нарушениях человеку можно назначить большие штрафы, такие же, как штрафы по уголовным делам, или назначить обязательные работы - которые также есть и в уголовном кодексе.

Уголовный кодекс предоставляет целую шкалу наказаний, но на практике суд чаще и легче всего выбирает самую суровую меру наказания - такую как лишение свободы.

Продолжает доктор юридических наук Тамара Морщакова:

На самом деле, может казаться, что это мелкая проблема, но она перестает быть такой мелкой, если обратиться к статистике, согласно нашей статистике актуальной, допустим статистике 2014 года, почти каждый второй из осужденных к уголовному наказанию, осужден за преступления небольшой тяжести. Это большая цифра. Больше 300 000 человек. Конечно, последствия судимости в таких случаях являются необоснованными по тяжести, несоразмерными деяниям, которые относятся к преступлениям небольшой тяжести. Известно, что это преступления, наказание за которое максимальное не может превышать 3 года лишения свободы.

 

Кроме того, смысл законопроектов, которые Верховный суд сейчас предлагает рассмотреть нашему парламенту, заключается еще и в изменении социальной оценки такого рода деяний. И в изменении отношения к ним правоприменительных органов.  Такая декриминализация не может не привести к смягчению правоприменения, потому что она создает определенный ориентир для судов:

Они понимают, что то, что близко к административной ответственности… если это остается составом преступления по уголовному кодексу, не может караться так сурово как прежде. Поэтому тенденция, которая должна родиться из этих проектов, мне кажется положительной и я хочу думать. Что это будет именно тенденция, что это не будет один случай декриминализации. Но если этот закон состоится, он должен повлечь изменение практики. Она должна стать тоже менее суровой,  я бы сказала.  А точнее, было бы правильней говорить, она должна перестать быть необоснованно суровой. Это нудно оценить как явление положительное.

***

Инициатива декриминализации мелких преступлений, то есть признание их носящими не преступный характер -  хотя и правонарушающий – а административный характер, пробивала себе дорогу очень долго, и более 6 лет никак не могла быть реализована. Теперь Верховный суд предпринимает этот шаг, и он должен повлиять на работу и органов следствия, и судов. Продолжает доктор юридических наук Тамара Морщакова:

Нужна ли эта декриминализация еще кому-нибудь кроме тех людей, которые осуждены за деяния небольшой и средней тяжести … Да, она нужна. Об этом пишут разные представители органов прокуратуры и следственных органов и судов, на пленуме ВС говорилось об этом. Предполагается, что это освободит и следствие, и суд от необходимости заниматься такими мелкими деяниями,  рассмотрение которых как преступных не является обоснованным и позволит сэкономить силы для расследования действительно тяжких преступлений.

Верховный суд предлагает исключить из уголовного кодекса четыре состава деяний. Прежде всего, это совершенные однократно побои или такие насильственные действия, которые причинили физическую боль, но не повлекли никаких последствий для здоровья. Второй состав – это угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровья. То есть, угроза, выражающаяся в словесной форме, а  не в действиях. Третий состав – это злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей или престарелых родителей.

На самом деле уголовная ответственность за это деяние уменьшает шансы тех, кто нуждается в получении алиментов на содержание, то есть уменьшает шансы детей и престарелых родителей на получение того, что им не было выплачено, так как человек в местах лишения свободы лишен возможности иметь какой-то достойный заработок.

И четвертый состав, который предлагается перевести в разряд административных правонарушений,  – это использование подложного документа, если речь идет о документе, который не является официальным.

Если законопроект будет одобрен, то возможными наказаниями  за эти деяния станут административный штраф, административный арест, обязательные или исправительные работы. У микрофона доктор юридических наук Тамара Морщакова:

Конечно, это не значит, что все эти составы просто исчезнут и люди, совершающие такие деяния, не преступного свойства, если закон этот будет принят, но все-таки нарушающие правила, правонарушающие, не будут нести никакой ответственности. Ответственность за них останется и достаточной серьезной, потому что эти деяния станут рассматриваться согласно кодексу КОАП, как административные правонарушения, и они будут нести достаточно серьезную ответственность. например, обязательные работы, которые могут быть назначены на срок от 100 до 150 часов, или административный арест на 10-15 суток или штраф до 20 тыс рублей.

Члены Верховного суда и представители прокуратуры считают, что ответственность за такие деяния станет еще более неотвратимой, потому что следователи перестанут отказывать в возбуждении таких дел, которые нередко кажутся им незначительными, по сравнению с другими преступлениями, требующими большего внимания.

И действительно будут осуществляться меры по привлечению к административной ответственности за эти деяния более неуклонно, что ли, более неотвратимо. Наверно это нужно посмотреть, как это будет действовать, но очень хочется надеяться, что это послужит действительно поиску соразмерных мер за поведение, которое хотя и нарушает закон, но все-таки не достигает степени общественной опасности, которое характерно для преступлений.

Предлагаемые Верховным судом законодательные новации предусматривают расширение практики освобождения от уголовной ответственности за совершение деяний небольшой или средней тяжести. Среди них введение так называемых «иных мер уголовно-правового характера», под которыми подразумеваются наказания, не связанные с лишением свободы, такие, как штраф, обязательные и исправительные работы и т. д.

Будут специально поощряться процедуры примирения между потерпевшим и лицом, которое совершило уголовно-наказуемое деяние. Правонарушителю будут предоставляться возможности для прекращения в отношении него уголовного дела за примирением сторон.

Предлагается также увеличить минимальную сумму стоимости похищенного имущества, с которой наступает уголовная ответственность,  с 1 тысячи до 5 тысяч рублей, повысить нижнюю границу ущерба, с которой ущерб становится значительным, - до 10 тысяч рублей.

В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что внесение в действующее законодательство данных предложений будет способствовать положительным изменениям в социальной структуре общества за счет значительного сокращения числа лиц, имеющих судимость.  

Более подробно об этих предложениях мы поговорим в нашей следующей передаче.

Вы слушали программу Облака. Всем привет.

PDF-версия: