+7 (499) 978 29 82
Финские надзиратели жалуются: зарплата у них меньше, чем у заключенных
Доверенное лицо профсоюза работников социальной сферы и благосостояния Финляндии Ристо Ниеминен сообщил, что сотрудники тюрем страны очень недовольны тем, что сейчас сложилась парадоксальная ситуация. Осужденные живут лучше, чем тем, кто их охраняет.
По словам Ниеминена, в финских тюрьмах больше всего заключенных из России, Эстонии, Литвы, Румынии, Сомали и республик бывшей Югославии. Наиболее распространенное преступление - перевозка наркотиков. Финское законодательство разрешает высылать осужденных для отбывания тюремного срока в страны, из которых они прибыли. Но только 10% таких решений об экстрадиции были выполнены, в остальных случаях осужденные обжаловали их, предпочитая сидеть в финской тюрьме.
И их можно понять. Труд для них не обязателен, но желающие могут получить работу в полеводстве, на лесозаготовках, уборке снега. Заработать в месяц можно до двух тысяч евро, а если работать сверхурочно, то и еще больше. Это нередко превышает зарплату тюремных надзирателей, что вызывает известное недовольство последних, говорит Ниеминен. Проблем с крышей над головой у преступников нет, питание для них тоже бесплатное, безработица им не грозит. По словам Ниеминена, в тюрьме заработок бывшего наркокурьера может даже компенсировать потерянный им доход от преступления, за которое он был осужден, пишет"Фонтанка.FI".
Сам Ниеминен представляет финскую тюремную ассоциацию Vankilavirkailijain Liitto (VVL), существующую в стране с 1895 года. Сейчас в нее входит 23 тюрьмы, которые действуют в Финляндии.
Любопытно, что осенью 2013 года Ниеминен сообщал о том, что заключенные, сидящие в финских тюрьмах, зарабатывают 800-1000 евро. Относительно высокая зарплата и относительно хорошие условия в финских тюрьмах могут частично привлечь преступников из Восточной Европы в Финляндию, говорил он. А отбывающие заключение в финских тюрьмах эстонские заключенные боятся высылки в Эстонию, пытаясь избежать этого всеми силами. Как сообщало агентство Delfi, со ссылкой на финскую телерадиокомпанию Yle, в 2013 году двое заключенных покончили жизнь самоубийством, как только они узнали о своей депортации на родину.
Тюрьмы в Финляндии делятся на два вида - закрытого и открытого. Закрытая тюрьма - это классическая тюрьма, где люди не могут выходить за пределы территории. По финским законам, любой заключенный к концу срока переводится в тюрьму открытого типа. Она представляет собой поселок в несколько деревянных домов, в которых комнаты для заключенных не запираются. Частью открытой тюрьмы является учебный корпус, где, по желанию заключенных, они могут получать какое-то специальное образование. Администрация тюрьмы и заключенные здесь едят одно и то же, особо придирчивым к питанию предлагается готовить еду самим из своих продуктов.
В открытой тюрьме некоторым отбывающим наказания разрешается покидать пределы своего места заключения, но предварительно их снабжают средствами электронного слежения. "Электронный контролер" заключенные носят в сумке или в кармане. Со стороны просто невозможно отличить свободного гражданина от заключенного, сообщает издание NewsBalt.
Как пишет финский журнал Terve, Финляндия имеет очень низкий уровень преступности - это одна из самых безопасных стран в мире. А добиться этого удалось благодаря кардинальной реформе системы наказания. Еще в начале XX века Финляндию называли страной тюрем, а преступность била все рекорды. Однако оправившись от гражданских и военных потрясений, финны осознали - сколько ни сажай, криминальная обстановка не улучшается. В 1960-е годы с финской методичностью и дотошностью в стране произвели масштабное исследование, в результате которого было доказано: суровость наказания и уровень преступности не связаны между собой. Рост криминала зависит только от политической нестабильности страны, а сроки лишения свободы можно снизить без серьезного риска роста преступности. Результатом стало решение, что лучшая уголовная политика - политика социальная, если не вкладывать средства в школы, университеты и больницы, придется финансировать тюрьмы. Усилиями группы политиков была разработана система преобразований, от реформы законов до решения мелких повседневных проблем, благодаря которой уже к началу 1990-х все показатели преступности были сведены к минимуму.
Источник: http://newsru.com/world/27jan2015/prison.html
КОММЕНТАРИЙ доктора социологических наук, доцента Казанского федерального университета Искэндэра Ясавеева:
Риторика профсоюзного лидера Ристо Ниеминен вполне понятна и ожидаема. В ходе попыток улучшить положение персонала финских тюрем естественны ссылки на условия заключенных. Согласно действующему в Финляндии Закону о тюрьмах, "исполнение наказания в виде тюремного заключения должно быть организовано таким образом, чтобы наказанием было только лишение свободы... Условия жизни в тюрьме должны быть такими, чтобы они - в той степени, в какой это возможно, - соответствовали жизненным условиям, преобладающим в обществе". Иными словами, принципиальной разницы между жизненными стандартами заключенных и надзирателей в Финляндии действительно нет. У надзирателей при этом, очевидно, больше ответственности и выше уровень стрессов. Однако во время посещения даже самых современных и благоустроенных финских тюрем меня не покидало ощущение человеческого несчастья. Заключенные не производили впечатление людей, радующихся жизни. Они смущались в присутствии постороннего, тосковали по семьям и детям, будучи разлучены с ними. Я мог судить об этом по трогательным подаркам, которые они готовили в мастерских для своих близких к Рождеству, снимкам детей на прикроватных тумбочках. Поэтому финские тюрьмы - вовсе не санатории, в которые кто-то хотел бы попасть. Что касается негативной реакции заключенных-иностранцев, в частности эстонцев, на попытки экстрадиции, то они вызваны различиями в условиях содержания. Тюрьма Таллинна на улице Магазини, построенная еще в тот период, когда Эстония была частью СССР, значительно проигрывает финским тюрьмах в отношении удобства для заключенных и персонала. Во всяком случае, так было во время моего посещения в 2008 году. Кстати, эстонские власти планируют строительство новой таллиннской тюрьмы по образцу скандинавских, прежде всего финских, тюрем.
На снимках: фото эстонской (Таллиннской) тюрьмы (нижний снимок) и, для сравнения, финской тюрьмы Сатакунта в Кёюлиё (верхний снимок).
Ниже приводится ссылка, по которой можно скачать книгу о финском опыте тюремных реформ: От "страны тюрем" к обществу с ограниченным причинением боли: финский опыт сокращения числа заключенных. Хельсинки: Национальный исследовательский институт правовой политики, 2012. URL: http://www.penalreform.org/wp-content/uploads/2013/05/From-a-land-of-incarcerations_Helsinki-2012_0.pdf