Облака 19.05.2015

Дата передачи: 
19 мая 2015
Специальные учреждения для временного содержания иностранных граждан (СУВСИГ) стали объектом общественного контроля. О том, какие проблемы с соблюдением прав обнаружили члены ОНК, адвокаты и правозащитники в СУВСИГах в разных регионах, рассказывают член Совета при президенте РФ Андрей Бабушкин, адвокат из Екатеринбурга Роман Качанов, член ОНК Московской области Людмила Кравцова, и адвокат и эксперт, аккредитованный Минюстом России на проведение антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов, Ирина Бирюкова.

ОБЛАКА

19.05.2015

 

В эфире программа «Облака»...

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому не безразлична их судьба.

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

В феврале 2015 года общественные наблюдательные комиссии получили право посещать и контролировать соблюдение прав человека в так называемых Специальных учреждениях для временного содержания иностранных граждан (сокращенно – СУВСИГ). Эти учреждения были не так давно переданы из подчинения Министерства внутренних дел в ведение Федеральной миграционной службы. В них содержатся как иностранные граждане, так и лица без гражданства, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации. Основанием для размещения граждан в таких спецучреждениях является решение суда или руководителей Федеральной миграционной службы либо территориального органа ФМС. Покидать территорию учреждения без сопровождения уполномоченных должностных лиц иностранным гражданам запрещено, а содержатся они там вплоть до их принудительного выдворения за пределы России. Таким образом, эти специальные учреждения подпадают под категорию мест принудительного содержания, и с недавних пор стали полноценными объектами общественного контроля.

Первые же проверки СУВСИГов членами ОНК разных регионов показали, что между отдельными учреждениями существует большая разница. Несмотря на то, что в целом условия содержания и пребывания там граждан регулируются Постановлением Правительства N 1306 от 30 декабря 2013 года, распорядок дня в конкретном учреждении устанавливается директором учреждения. И часто это негативно сказывается на жизни и быте иностранных граждан. У микрофона член Совета по правам человека при президенте РФ Андрей Бабушкин:

Очень большая власть предоставлена начальникам этих учреждений. Мы видим, что разница, скажем, между учреждением в Грозном, в Питере, в Москве или, например, в Мурманске, наверное, больше, чем учреждениями минюста и учреждениями МВД. То есть, как будто это разные учреждения, находящиеся в ведении совершенно разных ведомств. И связано это именно с тем, что именно начальники учреждения, они сами и разрабатывают эти правила внутреннего распорядка. Нам это представляется неправильным, нам представляется необходимым, чтобы были приняты единые правила внутреннего распорядка, согласованные с генеральным прокурором, и вот этот разрыв правового пространства был преодолен.

Ситуация в спецучреждениях для иностранных граждан, подлежащих принудительному выдворению, стала предметом озабоченности Совета по правам человека при президенте России и обсуждалась на круглом столе с участием представителей различных диаспор, адвокатов, членов правозащитных организаций и общественных наблюдательных комиссий ряда регионов. Участники делились своим опытом и высказали предложения по совершенствованию нормативной базы, касающейся содержания иностранных граждан в спецучреждениях. У микрофона адвокат Роман Качанов, город Екатеринбург:

Мы только недавно начали заниматься этой темой в Свердловской области. У нас организованы мобильные правозащитные группы, в которые включаются члены ОНК Свердловской области, адвокаты, правозащитники. Члены ОНК как правило посещают подобного рода места принудительного содержания граждан в целях общественного контроля. Члены ОНК выявляют лиц, нуждающихся в оказании юридической помощи, а адвокаты, правозащитники эту самую юридическую помощь этим лицам предоставляют – я считаю, очень эффективный механизм взаимодействия  в рамках гражданского общества.

 

Одним из самых опытных защитников прав этой категории иностранных граждан и лиц без гражданства в Екатеринбурге является председатель общественной организации «Уральская ассоциация беженцев» Людмила Семеновна Лукашова – человек, обладающий уникальными знаниями в области миграции, которой она занимается уже 25 лет.  К сожалению, вопрос оказания юридической помощи со стороны общественников у  нас законодательно не урегулирован. Продолжает Роман Качанов:

Хотя юридического образования она не имеет, но без проблем ее допустили и она, на правах адвоката, оказывала юридическую помощь таким лицам, которые там содержатся. Адвокат даже в какой-то степени больше ей ассистировал, чем сам занимался оказанием юридической помощи. Но в связи с тем, что действительно это момент не прописан в законодательстве по поводу иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи и, в частности, полномочных представителей правозащитных организаций, специально занимающихся миграционной темой, темой российского гражданства, всегда у начальника такого учреждения есть возможность этого человека не допустить. И в судебном порядке, как мы это делаем в отношении исправительных учреждений, боюсь, что в отношении СУВСИГ эта тема не пройдет и если возникнет судебная тяжба, мы его проиграем.

Вместе с тем из специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС по Свердловской области продолжают поступать жалобы. На прошлой неделе СУВСИГ вновь посещала с проверкой мобильная группа общественной наблюдательной комиссии и выяснила, что нарушения, послужившие массовым волнениям, произошедшим накануне, по-прежнему остаются.

Это — переполненность учреждения, из-за чего многим приходится спать на полу, это недостаточное медицинское обслуживание и обеспечение, ограничение подачи горячей воды, ограничения во встречах с родственниками и приеме продуктов питания, даже ограничение в прогулках. В камерах практически нет доступа свежего воздуха из-за решеток на окнах. Содержащиеся в СУВСИге иностранные граждане не имеют возможности отправить жалобы. Правовая помощь полностью отсутствует.

***

Несмотря на имеющиеся проблемы, в целом эксперты отмечают либерализацию режима в спецучреждениях для содержания иностранных граждан, строительство которых сейчас развернулось во многих российских регионах в связи с переводом спецприемников из ведения МВД под контроль ФМС. В то же время существуют вопросы, которые требуют неотложного решения, поскольку без этого правовая защита данной категории граждан в полной мере не может быть гарантирована. Несмотря на то, что начальник такого учреждения в случае необходимости должен обеспечить иностранных граждан услугами переводчика, на сегодняшний день перевод все еще представляет собой серьезную проблему.

У микрофона адвокат и эксперт, аккредитованный Минюстом России на проведение антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов, Ирина Бирюкова:

Мною было подготовлено экспертное заключение, одним из факторов, которые являются коррупциогенными составляющими, мною было указано отсутствие переводчика и отсутствие адвоката при определенных действий, в том числе при помещении в СУВСИГ иностранного гражданина уже после того, как было вынесено в постановление в отношении его. Да, в судебном заседании ему обязаны представить переводчика, если он не владеет русским языком, либо владеет на недостаточном уровне. И однако, как только он выезжает из суда, приезжает в СУВСИГ, на этом все заканчивается. Так целый ряд идет действий до того момента, как он окажется   в этой комнате тире камере – там и осмотр его и изъятие различных предметов, веществ, если какие у него имеются, но все происходит в отсутствие переводчика. Как он может убедиться, что все действия, которые были сделаны в его присутствии, были законными и обоснованными? Как он может составить жалобу на постановление суда? 7/ Как он вообще куда-то обратиться, даже к начальнику этого учреждения с какой-то жалобой, заявлением, ходатайством и так далее... заболел он или еще что-то…? 

У иностранных граждан часто не бывает адвоката, поэтому одно из предложений участников круглого стола заключалось в том, чтобы был обеспечен доступ в спецучреждения, где они содержатся, не только членов ОНК, но и представителям правозащитных организаций, которые занимаются защитой прав иностранных граждан.

***

Общественная наблюдательная комиссия Московской области только в этом году начала контролировать соблюдение прав человека в специализированных учреждениях для содержания иностранных граждан. На территории области их всего два – в Егорьевске и в Болшево. В одном из них общественные наблюдатели столкнулись с тем, что медицинские учреждения отказывались проводить профилактический осмотр иностранных граждан. При посещении другого спецучреждения обнаружилось, что не урегулированы и вопросы  принятия гуманитарной помощи. У микрофона член ОНК Московской области Людмила Кравцова:

В Болшево мы столкнулись с той проблемой, что когда они вывозят для осмотра профилактического граждан в медицинские учреждения, необходимо в эти правила внести положение «заключать договора с местными медицинскими учреждениями. Потому что если у них договоров нет, их нигде не принимают и никакое медицинское обследование не проводят. Дальше – пункт, очень важный: получение гуманитарной помощи. Вот Красный крест Московской области хотел предоставить гуманитарную помощь в виде лекарств Егорьевску, а они говорят: а мы не примем, у нас в правилах это не прописано. Надо обязательно это закрепить в правилах.

Похожая ситуация и с интернет-магазинами, которые в тюрьмах получили уже широкое распространение, а для СУВСИГов нормативно не определены. Однако решение этого вопроса наталкивается на пока что непреодолимое препятствие – спецучреждения для содержания иностранных граждан не являются юридическими лицами и поэтому не могут получать прибыль, которая неизбежно сопутствует любым торговым операциям. Ситуацию прояснил представитель организации «Спецпродукт» Дмитрий Прокофьев:

В случае с московскими СИЗО, имеющими статус ФКУ – федеральных казенных учреждений – и соответствующего устава, на основании которого они действуют, непосредственно договор о такой деятельности заключается между коммерческой организацией и непосредственно СИЗО. В случае с СУВСИГом, ситуация другая.  СУВСИГ не является самостоятельным юридическим лицом и фактически имеет статус отдела – ну, в случае Москвы, это УФМС по г. Москве. Соответственно все переговоры вы ведете с УФМС по г. Москве. В данном случае, с управлением ресурного обеспечения. А это орган исполнительной власти. И деятельность, приносящая доход, там  не предусмотрена. Любая деятельность магазина, интернет-магазина – это деятельность, направленная на получение дохода. И в этом основная проблема, очень серьезная.

Кроме юридического статуса, все остальные проблемы по организации интернет-магазинов носят технический, а не принципиальный характер и достаточно легко разрешимы. Кроме магазинов, для нормального пребывания иностранных граждан в данных специализированных учреждениях необходимо также организовать их обеспечение книгами и периодической литературой, настольными играми, предоставить возможность более свободного пользования своими собственными телефонами, повысить контроль за качеством питания со стороны медицинских работников, а также решить еще целый ряд вопросов. В конечном итоге, это должно привести к тому, что условия содержания иностранных граждан будут практически соответствовать международным стандартам.

Миграционная политика последних лет привела к тому, что граждане других государств, въезжающие на территорию России, стали более законопослушны, а значительное число потенциальных нарушителей воздержалось от приезда в нашу страну. В связи с этим, по мнению некоторых экспертов, настало время выходить с законодательной инициативой о снятии безальтернативного выдворения иностранных граждан с тем, чтобы выдворение осталось лишь одной из санкций, применяемой в отношении нарушителей, наряду со штрафом.

Вы слушали программу Облака.

Всем привет.

PDF-версия: