+7 (499) 978 29 82
Облака 06.01.2015
ОБЛАКА
06.01.2015
В эфире программа «Облака»...
Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому не безразлична их судьба.
Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.
Сегодня - канун православного Рождества – сочельник. Этот день исстари посвящался благотворительности. Царь Алексей Михайлович, например, накануне Рождества Христова рано утром ходил тайно в тюрьмы и богадельни, раздавал там щедрую милостыню; такие же подаяния он делал на улицах нищим и бедным. Сейчас трудно представить такую ситуацию, да и само понятие «милосердие к заключенным» звучит, по меньшей мере, несовременно, а для жертв преступлений – даже кощунственно. Вернутся ли к нам традиции милосердия, чувство любви к ближнему, и как сегодня следует понимать и воспринимать эти становящиеся все более «неземными» категории. У микрофона иерей Ардатовского Знаменского собора Нижегородской области отец Михаил Резин:
Почему милосердие? Почему призывал Христос посещать узников? Посещать больных, помогать им? много притч, которые как раз раскрывают суть, В чем заключается смысл человеческой жизни? В чем заключается самая главная ценность? На что обращать внимание. первая заповедь, это «возлюби Бога всем сердцем своим, всем разумением своим, всем помышлением своим, всей душой твоей». И вторая, равная ей: «возлюби ближнего своего как самого себя».
На самом деле это и есть главная заповедь, о которой Христос говорит в нескольких Евангелиях. Когда же апостолы, ученики Христа обратились к нему за разъяснением, кто такие «ближние, тот в ответ рассказал притчу, которая конечно, хорошо известна христианам. Продолжает отец Михаил Резин:
Шел некий путник по дороге. Его разбойники избили, ограбили, бросили истекать кровью на обочине. Мимо прошел священник, посмотрел, ну, ладно… Прошел левит, то есть лицо, прислуживающее в храме, близкое к священническому сословию. И шел некто самарянин, то есть принадлежащий к совершенно другому племени, к которому презрительно иудеи относились. Он поднял его, взвалил на ослика, довез до гостиницы придорожной, попросил содержателя этой корчмы омыть ему раны – тогда пользовлось масло и вино – вином обеззараживали, масло как обеззараживающее рану средство. И он я говорит, вернусь через несколько дней, и если ты больше затратишь для того, чтобы ты ему помочь и вылечить, я тебе все это верну… задает вопрос такой риторический, Христос, по отношению по этому несчастному, которого избили разбойники, был ближний?!
«Ближний» - это тот, кто нуждается в нашей помощи, - продолжает отец Михаил Резин, - и кому мы эту помощь оказываем.
Независимо ни от веры, ни от социального положения, ни от расы, ни от языка и так далее. То есть, видите, человек оказался в каком-то таком бедственном положении, есть возможность – надо помочь… Чем можно помочь? И в этом заключается как раз вот это служение ближнему. Это тоже самое, скажем, те, кто находится в заключении – нуждаются они в помощи? – Ну, безусловно, нуждаются. Безусловно. Материальной, психологической, религиозной, молитвенной помощи…Они нуждаются.
Если человек не откликается на нужды ближнего, он остается бездуховным существом, просто перерабатывающим материальные блага, считает отец Михаил. По его мнению. духовная работа должна стать частью воспитательной работы с осужденными так же как сейчас происходит в отношении военнослужащих. Однако для такой работы нужны особые люди, которые могут посвящать ей намного больше времени и работать с полной отдачей.
В тюрьме, на зоне, должен быть монах. Монах, у которого нет обременения семьей, чтобы он поменьше имел каких-то внешний привязанностей, внешних задач, для решения социальных каких-то своих проблем. Потому что это отвлекает достаточно сильно. Монах, преданный своему делу, своему выбору, своему пути. Готовый жертвовать своим временем и так далее. То есть нужно постоянно там быть, постоянно, потому что вот, 400 человек – они бы пришли бы к нему, пришли за советом, пришли бы за помощью. Но это же нереально одному священнику, приходскому, который просто приходит послужить и исповедовать даже желающих, их там несколько десятков приходит, ну, десять процентов – это мало. Это нереально. И поэтому самое желаемое это служение священника, с самоотдачей и самопожертвованное именно монаха..
Приходской священник не имеет возможности работать в таком режиме, для этого его нужно освободить от своих основных обязанностей и назначить ему зарплату. Сейчас те священнослужители, которые ходят в тюрьмы, это настоящие подвижники – они делают это бескорыстно, за счет своего времени и сил. Сегодня в исправительных учреждениях страны несут послушание более тысячи священнослужителей, функционируют 581 тюремный храм, 780 молитвенных комнат. Православные общины в тюрьмах насчитывают, как правило, до 10% от общего числа осужденных.
Законодательно закрепленного института тюремного духовенства в стране пока нет. Но церковь и государство совместными усилиями идут к тому, чтобы институт тюремных священнослужителей, получил четкое правовое обоснование и развивался на штатной основе. Недавно Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий заключенным личные встречи со священнослужителями в тюрьмах. Документ также регулирует ряд других аспектов взаимодействия тюрем со священнослужителями, например, порядок заключения соглашений о сотрудничестве. Законопроектом предлагается закрепить в Уголовно-исполнительном кодексе право осужденного на личные встречи со священнослужителями без ограничения их числа, продолжительностью до двух часов каждая, в условиях, исключающих слышимость их разговора посторонними лицами, в том числе сотрудниками учреждения. В то же время, администрации разрешается наблюдать за ходом встречи по видеомонитору.
***
Министерством юстиции подготовлен также проект постановления Правительства, по которому предполагается ввести должности помощников начальников территориальных органов ФСИН по организации работы с верующими осужденными в местах лишения свободы и с лицами, содержащимися в следственных изоляторах.
Вместе с тем, очевидно, что определенная духовная работа должна проводиться и с теми, кто охраняет заключенных и работает с ними, то есть, с персоналом учреждений. Ведь, не секрет, что с годами сотрудники заметно теряют такие качества как способность к сопереживанию и милосердию, которые также необходимы им в дополнение к их специальным знаниям и навыкам. Профессиональное выгорание приводит, как известно, к снижению уровня воспитательного воздействия вплоть до разрушения его положительного эффекта, а иногда способствует созданию негативного психологического климата в учреждении и нежелательным эксцессам. Вот позиция иерея Ардатовского Знаменского собора Нижегородской области отца Михаила Резина:
Сострадания просто не хватает у человека, особенно, у человека невоцерковленного, немолящегося, не хватает сил на сострадание. Потому что сострадание и вот этот источник бесконечный сострадания и жалости дает Бог. А если человек из своих ресурсов – ну, это там чайная чашка, все…остается просто пустой бокал. И поэтому естественно с ними тоже нужно работать. С ними тоже нужно беседовать, объяснять, проводить лектории, показывать фильмы, безусловно. И поэтому задача тюремного священника и это тоже.
Сегодня времени на работу с персоналом колоний и тюрем у российского православного духовенства, конечно, не хватает. Но задача эта, по мнению отца Михаила, несомненно, актуальна и не только с точки зрения интересов заключенных.
Потому что как ни странно они тоже страдающий элемент. Страдающий, потому что они приговорены условиями своей жизни, разными, они привязано тоже к этой колючей проволоке. То есть, они в какой-то степени тоже находятся в мягком заключении. Они привязаны к своей работе, к необходимости общаться вот с этой субкультурой, уголовной, колонской, они пропитываются ею, этим сознанием, этими понятиями.
Без духовной работы сотрудники рискуют превратиться в бездушных функционеров. Особенно, сейчас, когда и в обществе в целом, по наблюдениям отца Михаила, исчезает само понятие милосердия.
Ушло из общества… уходит из общества это понятие милосердия. Вот раньше было понятие – сестра милосердия, но сейчас просто медсестра – сухое, светское какое-то название. А Христос, когда его спросили, по каким признакам мы определим конец этого видимого мира… одной из основополагающих причин он назвал не климатические изменения, войны, катастрофы, хотя это тоже присутствует. Но главная… по причине умножения беззакония в людях оскудеет любовь. Оскудеет любовь. Уйдет милосердие, уйдет сострадание друг к другу. Тогда бессмысленно будет существование человечества. Потому что уйдет любовь, уйдет сострадание, уйдет милосердие.
***
Сейчас отец Михаил отвечает за тюремное служение во всей епархии, а в течение двадцати лет он посещал колонию в маленьком поселке Ардатов Нижегородской области – сначала воспитательную, для несовершеннолетних, потом, на том же месте – женскую. Он всегда поддерживал устремления тех, кто решал сменить образ жизни после освобождения и уже в колонии начинал мыслить по-новому. Вера подвигает человека выразить свои чувства в творчестве. И в Ардатовской колонии стараются создать для этого необходимые условия - женщины издают свою газету, снимают видеосюжеты о жизни в колонии, занимаются рукоделием, кто-то рисует, а кто-то пишет стихи.
В заключение нашей передачи прозвучит стихотворение одной из осужденных. Оно посвящено наступающему празднику Рождества Христова. Исполняет автор.
зажглась на небе яркая звезда
и в Рождество горит она всегда
а устремивши взгляд на небеса
пусть по щеке бежит слеза,
спасибо тебе господи за все,
что было, есть и будет что еще.
за милость бесконечную твою
прими сердечную молитву ты мою,
спаси и сохрани своих людей
и дай им радостных и светлых дней.
И мы, уважаемые слушатели, желаем вам добра и тепла, чтобы не оскудевала рука дающего, и милосердие согревало наши сердца.
Вы слушали программу Облака.
Всем привет.