+7 (499) 978 29 82
Облака 02.09.2014
ОБЛАКА
02.09.2014
В эфире программа «Облака»...
Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому не безразлична их судьба.
Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.
«Если общество захочет увидеть свое настоящее лицо, оно должно заглянуть в места лишения свободы» - сегодня эти слова, сказанные в 18 веке английским гуманистом и тюремным реформатором Джоном Говардом, воплотились в международные стандарты и статитические показатели. Одним из главных показателей благополучия государства является численность лиц, лишенных свободы, по отношению к количеству населения, и степень переполненности тюрем.
К сожалению, характеристика уголовно-исполнительной системы, представленная на официальном сайте Федеральной службы исполнения наказаний, не отражает реальную ситуацию в наших учреждениях, поскольку приводит только общие цифры по России и в сравнении лишь с началом этого года. Согласно статистике, тюремное население в целом в 2014 году уменьшилось почти на 2000 человек, в то время как количество заключенных, содержащихся в следственных изоляторах, увеличилось также на 2000. Эти данные ничего не говорят о том, что в некоторых крупных городах, включая Москву, Московскую область, Екатеринбург, следственные изоляторы в последние годы переполнились настолько, что это привлекло внимание региональных уполномоченных по правам человека. У микрофона Александр Ильич Музыкантский, уполномоченный по правам человека города Москвы:
В 2013 году среднее количество подследственных, находящихся в изоляторах, уже на 30 процентов превысило лимит. А на 30% превысило, это значит, что или спят по очереди, или ставятся дополнительно раскладушки (какие-то) или еще…ну, в общем, это серьезно ухудшает ситуацию. Учитывать надо, что это люди, в отношении которых… еще и суда не было, следствие не закончено. И такая же ситуация сложилась и в других субъектах. Вот я только что вернулся из Екатеринбурга, там следственный изолятор номер один, самый большой. Лимит 1791 человек, фактически на день, когда я там был, 25 августа, там находилось 2931... Вот так обстоит дело. И это ситуация практически достаточно распространенная.
В Московской области, по справке, представленной областным управлением исполнения наказаний, переполнение в некоторых следственных изоляторах области составляет 240-250 процентов от максимальной нормативной численности.
***
По статистике судебного департамента Москвы следователи всё чаще обращаются к заключению под стражу как мере пресечения, а суды продолжают удовлетворять более 90 процентов их ходатайств. Так, в 2013 году по сравнению с предыдущим годом число таких ходатайств возросло более чем на 15 процентов, что не могло не привести к перелимиту в московских следственных изоляторах. Кроме того, есть и другие очевидные причины переполненности тюрем. Продолжает Александр Музыкантский:
Человек попадает под стражу. Дальше с ним должны проводиться следственные действия, но огромное количество примеров говорит о том, что человек может находиться в следственном изоляторе месяцами и за эти месяцы никаких следственных действий с ним не производится – ни на допрос не вызывают, ни очные ставки, ничего… Дальше, очень часто следственные органы любят передавать из одного своего подразделения в другое подразделение…дело. Значит, все начинается сначала, человек продолжает сидеть.
Пути выхода из сложившейся ситуации планируется обсудить на слушаниях с участием представителей всех заинтересованных ведомств, которые предполагается провести в конце сентября в Общественной палате России. Сейчас идет процесс сбора информации со всех регионов.
Мы хотим пригласить туда представителей Федеральной службы исполнения наказаний, чтобы получить от них информацию. Дальше мы хотим пригласить, конечно, представителей ведомств, которые занимаются следствием, суды, прокуратура. Все, кто заняты в этом деле.
Положение в следственных изоляторах крупных мегаполисов по-настоящему тревожит правозащитников. Россия подписала все международные конвенции в отношении прав человека, в том числе и лиц, находящихся в местах лишения свободы. И нарушение этих обязательств грозит репутации нашей страны, и не только её репутации.
Будут следовать разные иски, и просто имиджу страны это наносит большой ущерб. Ну, условия и так там какие-то типа пыточные условия, а при переполнении – ради бога. Вот в следственных изоляторах Подмосковья повсеместно устанавливается третий ярус нар в камерах. Так даже были случаи. когда кто-то упал с третьего яруса, получил повреждения позвоночника. Это говорит о том, что во всей этой системе, в которой завязаны эти органы силовые существуют какие-то сбои, существуют сбои, существует неправильная практика, и эту практику нужно менять.
Верховный суд РФ принимал несколько постановлений о расширении практики применения мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей. В арсенале следствия и суда есть и домашний арест, и залог, и подписка о невыезде, но применяются они настолько узко и выборочно, что не в состоянии сдержать рост численности заключенных в следственных изоляторах.
На переполнение некоторых российских тюрем влияет и такой фактор, аналогов которому трудно найти в любой другой стране. Как известно, многих осужденных после вступления приговора в законную силу, направляют для отбытия наказания в учреждения другого региона, иногда за тысячи километров от места жительства. При этом они следуют этапами, проводя несколько дней в транзитных камерах следственных изоляторов. У микрофона уполномоченный по правам человека города Москвы Александр Музыкантский:
Здесь еще одна проблема. Почему указали на Екатеринбург? Потому что… там много так называемых транзитных заключенных. И вот те города, где много транзитных заключенных, то есть которые следуют от места, где проходил суд в место постоянного отбытия наказания, они следуют через разные учреждения и скапливаются в каких-то местах. Екатеринбург – одно из таких мест. Видимо, надо делать что-то вот с этой логистикой, если можно так сказать. Почему надо гнать через всю страну… этап. Этап есть этап. В этапе человека может находиться и два месяца, и три месяца, и он через все эти пересыльные пункты, пересыльные изоляторы… это еще дополнительное утяжеление наказания, которого никто нигде ни в каком приговоре не предусматривал.
***
Согласно уголовно-процессуальному кодексу РФ, если человеку грозит срок лишения свободы менее трех лет, мера пресечения в виде содержания под стражей обычно не применяется, но может быть избрана как исключение, тогда, когда подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации. Формулировка, что человек «может скрыться от следствия» вообще является одним из самых распространенных оснований при решении суда о назначении заключения под стражу в качестве меры пресечения. У микрофона Александр Музыкантский:
«Может скрыться от следствия, поскольку у него есть заграничный паспорт». Ну, отберите у него заграничный паспорт, у него не будет заграничного паспорта…Нет, вот, имея заграничный паспорт, поэтому может скрыться от следствия… Вот у нас письмо от одного парня, он сидит 4 месяца, он обвиняется в открытом похищении чужого имущества на сумму полторы тысячи рублей. Я даже не знаю, что можно похитить на полторы тысячи рублей… Ну, вот уже четыре месяца…Действительно, нужно это дело менять. Может быть, нужны какие-то изменения и в уголовно-процессуальном кодексе. Может быть какие-то вещи, связанные с тем, чтобы судьи могли более детально исследовать характер предъявленных обвинений.
Как предполагают правозащитники, увеличение количества иностранных граждан в следственных изоляторах Москвы большей частью связано именно с опасением следователей, что эти граждане скроются от следствия. Количество мигрантов продолжает увеличиваться, и среди них не только те, кто настроен на законопослушную трудовую деятельность.
Когда они совершают преступления, то очень часто получается, что постоянного жительства нет, регистрации нет, где его искать потом никто не знает. И здесь избирается за самые незначительные преступления… единственная возможность это поместить его с следственный изолятор. Но, вот здесь тоже надо каким-то образом…может ускорить судопроизводство для вот этих преступлений…Вот это действительно, количество иностранных граждан в московских следственных изоляторах порядка тридцати процентов. Это тот же самый процент, который составляет перелимит. В общем, вопрос с мигрантами тоже накладывает отпечаток и, особенно, на крупные мегаполисы, где они в большом количестве концентрируются.
Таким образом, проблема переполнения следственных изоляторов в крупных городах – комплексная и включает в себя много аспектов. В то же время, по мнению Александра Музыкантского, наше государство обязано ее решить, чтобы выполнить свой долг перед международным сообществом и перед своими гражданами.
Вопрос стоит так: или давайте строить новые изоляторы - а это дело недешевое - чтобы соблюдать наши же собственные законы, чтобы соблюдать международные требования, к которым наше государство присоединилось. Или наведем какой-то порядок вот в этом количестве заключенных, количестве подследственных, для которых мы выбираем меру пресечения в виде пресечения под стражей. Именно так дело обстоит.
На прошлой неделе в Общественной палате России московские правозащитники обсуждали проблему, посвященную соблюдению прав человека при избрании, продлении и изменении меры пресечения. Среди прозвучавших рекомендаций по выходу из кризисной ситуации, не было предложения по строительству новых тюрем. Зато было предложено исключить часть первую статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса о том, что мера пресечения в виде заключения под стражу может применяться лишь по мотивам отсутствия у обвиняемого постоянного места жительства на территории Российской Федерации. На взгляд участников круглого стола, это положения является дискриминацией иностранных граждан и противоречит нашей Конституции. Предлагается также законодательно запретить начальникам следственных изоляторов, в которых превышен лимит наполнения, принимать граждан, впервые привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, а также ненасильственных тяжких преступлений, не повлекших необратимых последствий. После доработки, рекомендации правозащитников будут направлены для обсуждения в Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Вы слушали программу Облака. Всем привет.