Президент Владимир Путин поручил Верховному суду до 30 марта разработать предложения о возможности расширения использования в России суда присяжных. Такой пункт содержится в перечне поручений по итогам заседания президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (состоялось 5 декабря). Документ опубликован сегодня на сайте Кремля.
На резкое ограничение полномочий судов присяжных пожаловалась президенту председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Она связала этот процесс с общим падением доверия к судебной системе: по данным «Левада-центра», 62% граждан не доверяют в полной мере российским судам, подчеркнула она.
Путин согласился, что «нам надо расширять возможности суда присяжных, и, конечно, мы будем над этим работать».
Обсуждением вопроса, согласно поручению главы государства, также займутся правительство, администрация президента, Генпрокуратура и Совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. Уже в феврале Верховный суд проведет круглый стол на тему «Перспективы реформирования суда присяжных» на площадке Российского государственного университета правосудия, еще одно мероприятие планирует Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина, говорит член СПЧ, судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова.
Однако Морщакова напоминает, что на ранее сформулированные СПЧ предложения о расширении компетенции суда присяжных был минимум дважды получен отказ из Главного правового управления президента со ссылкой на отсутствие необходимых средств. Социальные условия, в которых работают сохранившиеся суды присяжных, тоже нельзя назвать благоприятными. Процессы обычно сопровождаются оперативно-розыскными мероприятиями, вызывающими у присяжных понятное неприятие, — в итоге сам процесс привлечения граждан к участию в работе суда присяжных становится все более проблематичным. Морщакова не исключает, что в связи с поручением президента могут возникнуть инициативы по иным вариантам развития: например, определенной поддержкой у судей пользуется идея возвращения института судебных заседателей.
«Мы протестировали в виде обсуждения с региональными судьями в нескольких субъектах Федерации идею возвращения в судебный процесс (и не только уголовный) “народных заседателей”, — говорит член СПЧ Леонид Никитинский. — В широком смысле это тоже присяжные, хотя их может быть не двенадцать, а двое, и голосовать они могут как отдельно от профессионального судьи, так и вместе с ним, это можно еще обсуждать». По словам Никитинского, такая инициатива получила «сдержанную поддержку» практикующих судей. Эта идея не означает, что следует отказываться от суда присяжных, добавляет Никитинский: большинство членов СПЧ убеждены, что подсудность суда присяжных следует расширять — в первую очередь за счет дел, которые вызывают высокий общественный резонанс, и дел об «экономических преступлениях», где велика вероятность заказа.