ПВР ИУ - что нового?

Лариса Фефилова, председатель ОНК Удмуртской республики

2017 год ознаменовался для пенитенциарной системы введением новых Правил внутреннего распорядка для исправительных учреждений. Что они привнесли в жизнь заключенных? Я решила посмотреть, какие нововведения содержит новый ПВР и высказать по ним свою точку зрения. Начать решила с негативных изменений.  

 Я считаю, стоит обратить внимание на п. 16, где указаны обязанности осужденных. Кроме всего прочего, заключенный теперь обязан являться по вызову администрации ИК и давать письменные объяснения по вопросам исполнения приговора, а также давать письменные объяснения по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания (в случае неявки заключенный может быть подвергнут принудительному приводу). Это новшество введено в новых ПВР ИУ после многочисленных спорных ситуаций между заключенными и правозащитниками, с одной стороны, и тюремщиками, с другой стороны. Во многих регионах причиной наложения наказания служил отказ заключенного являться по требованию администрации и давать письменные объяснения по факту написанного рапорта. И в этом месте возникали споры, законно ли наложение данного взыскания, если в законе данное требование отсутствует. Теперь эти споры разрешены. Но остается одно «но», я понимаю, что на основании новой нормы теперь заключенный обязан являться по требованию администрации, но как быть со ст. 51 Конституции – «никто не обязан свидетельствовать против себя самого»? Или эта норма не относится теперь к заключенным? И не появится ли в ряду причин наложения дисциплинарных взысканий новая - «отказ от дачи объяснений в письменном виде по факту нарушения установленного порядка отбывания наказания»?

Вызывает «умиление» обязанность заключенного «следить за соответствием описей личных вещей осужденных в вещевых сумках их содержимому», при этом (новшество!) при себе можно иметь табачные изделия не более 2 пачек сигарет, спички – 1 коробка. Чем обоснованно ограничение в количестве табачных изделий, я не понимаю, но точно вижу ситуации, которые будут возникать.  Первое, это возрастет нужда (увеличится количество походов!) заключенных на склад, в так называемую «каптерку», а в большинстве учреждений эти походы ограничены по числу и времени посещения (где-то порой по одному – два раза в неделю). Возникнут проблемы с посещением «каптерки» для получения сигарет. При этом в опись придется при каждом следующем посещении вносить исправления в соответствии с изъятым. На что будет похожа опись после месячного использования?!  Кстати, заключенным теперь вменятся в обязанность следить за состоянием нагрудных отличительных знаков.

Одно из важных негативных, с моей точки зрения, нововведений в Правилах  - п. 17 осужденным запрещается причинять вред своему здоровью. Если ранее для заключенных членовредительство, как правило, было последним из доступных средств возможности заявить о несогласии  с бесчинством тюремщиков, теперь этому придана форма нарушения. Порезал вены – сел в ШИЗО, проглотил «ежа» - «топай» в ОСУОН. 

С одной стороны, отрадно, что заключенных теперь не обязывают называть сотрудников учреждения «гражданин», «гражданка». Но зато через весь текст Правил проведена обязанность заключенного «по требованию, а также при входе в служебные помещения (кабинеты) либо при обращении к администрации  ИУ осужденные обязаны представиться, называть свою фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, по котором осуждены, начало и конец срока наказания, номер своего отряда (камеры). Все бы ничего, может, сотрудникам необходимо знать эту информацию, но для чего эту информацию сообщать представителям прокуратуры, органов государственной власти и общественных организаций, осуществляющих контроль за деятельностью ИУ и органов УИС? Мне нет необходимости знать, по какой статье осужден человек, обратившийся ко мне как представителю общественного контроля, и сроки отбывания им наказания. А для чего эта информация прокуратуре? Уполномоченному по правам человека? Чтобы в зависимости от статьи и срока по-разному рассматривать содержание жалобы? Все бы ничего, но сотрудники будут требовать от заключенных излагать всю вышеуказанную информацию членам ОНК при визитировании учреждений, и я буду вынуждена выслушивать эту всю «ахинею», которая мне не нужна. Но на мои протесты тюремщики будут ссылаться на Правила и обязанности заключенного, а если последний ограничится только ФИО, у сотрудников будет повод наложить взыскание заключенному. Примерно такая история и до новых Правил была: обязан дежурный по камере докладывать все свои данные, и я не могу прерывать осужденного, пока он не закончит весь свой «доклад». На все мои протесты сотрудники всегда отвечают: по закону положено, пусть «докладывает».

В главе VI «Привлечение осужденных к труду (развод и вывод с работы)» опять же не урегулирован вопрос о спецодежде заключенных для работы – в чем живем, в том и работаем. С учетом, что одежда установленного образца для повседневного ношения заключенным выдается на длительный срок всего два комплекта… Однако п. 25 устанавливает обязанность заключенных трудиться в одежде, которая выдается для повседневной носки заключенными: «При разводе на работу проверяется, все ли осужденные обуты и одеты по сезону и установленной форме. Лица одетые не по форме возвращаются для устранения нарушений в одежде». С одной стороны государство указывает разрешенную длину волос и бороды заключенному до миллиметра (п. 16 длина волос до 20 мм, бороды – 9 мм), с другой стороны не поддается никакой логике стремление ограничить заключенных в спецодежде. О какой гигиене может идти речь? И на работе, и в общежитии все одна одежда. А что это за норма, отраженная в п. 28 предусматривает, что за отказ от работы или прекращение работы могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность? Каким образом, отталкиваясь от каких нормативов, будет рассчитываться материальная ответственность? В чем она заключается? В упущенной выгоде? В количестве невыполненного сменного задания..?

П.94 ухудшает положение заключенных, т.к. Минюст РФ, идя на поводу приказа Почты России, вносит ограничения по вложениям в бандероли. Теперь в бандеролях можно отправлять только малоценные печатные издания, фотографии и рукописи. Ранее в бандеролях не было ограничений по вложениям, заключенные могли получать необходимые вещи и продукты: конфеты, кофе, носки, тапочки и т.п. Теперь этого заключенные лишены.

В п.157  ужесточили наказание курильщикам. Ранее курение было запрещено в ШИЗО со ссылкой на противопожарную безопасность, однако в других помещениях камерного типа такого запрета не было. В новом же документе курильщикам, находящимся в ШИЗО, остался полный запрет на курение, а остальным разрешили курить только во время прогулки.

П. 168 ввели ограничение, которое ранее распространялось только на заключенных, содержащихся в СИЗО: вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер, перестукиваться или переписываться с ними. Запрет на «межкамерную связь»  понятен и оправдан в СИЗО, который необходим для того, чтобы соучастники преступления не могли вступить в сговор по своему уголовному делу и согласовывать позиции во избежание наказания, либо оказывать давление на «подельника». Для чего данное ограничение введено в колониях?

По некоторым пунктам я не могу определиться, положительное или отрицательное нововведение.

П. 23 увеличено количество проверок-смотров не менее двух раз в месяц в нерабочее время всех осужденных, во время которых проверяется их внешний вид, в том числе состояние одежды, обуви и стрижки. Ранее была норма 1 раз в месяц и, кроме одежды и обуви, добавили прически.

Новыми Правилами (п.16) утвержден образец заправки постели, ранее этот вопрос вызывал немалые споры по поводу того, что установленного образца заправки нет в природе, однако есть требование, за неисполнение которого накладываются взыскания. Хорошо это или плохо, не пойму. Кстати, в сканированном варианте ПВР ИУ совсем не виден установленный образец. С одной стороны, осужденные не в армии, для чего этот «наворот», главное чтобы постель аккуратно застелена была. Но ожидаю, что со стороны сотрудников УИС могут быть только положительные эмоции – приучаем заключенных к порядку.

Появилась новая глава в ПВР «Особенности содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах». Ничего хорошего я про эту главу сказать не могу.

Изменения начинаются с того, что более подробно описан процесс прием заключенного в учреждение. Это взвешивание вещей, находящихся при заключенном, предоставлено право выбора какие вещи заключенный хочет оставить при себе, а какие направляются на склад и хранятся до освобождения; составляется опись личных вещей заключенного.  Более подробно описана процедура личного обыска: производится только лицом одного с ним пола, проводится в корректной форме, исключающей причинение вреда здоровью осужденного, в пределах необходимых для обнаружения запрещенных предметов и веществ.  Установлен срок проведения медицинского освидетельствования – одни сутки.

Далее, появилось более подробное описание процедуры распределения заключенных из карантинного отделения по отрядам. Этого не было ранее в ПВР ИУ.

Ну, и хотелось бы отразить положительные моменты Правил:

Замечательное изменение о праве заключенных на помывку, теперь она положена не менее двух раз в неделю (п. 21).

Ограничен срок цензуры получаемых и отправляемых писем заключенными не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке - не более семи рабочих дней (п.58). Сейчас же, до принятия этой нормы, письма задерживались не только неделями, месяцами. И всегда была ссылка на цензора, у него большой объем работы, не успевает. Теперь будет вынужден успевать в установленные законом сроки и это замечательно.

В этом же пункте очень хорошее дополнение по разрешению вопроса о направлении предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных, адресованных в надзорные органы и правозащитные институты. Теперь Правилами установлено, что при отсутствии у заключенного денежных средств на лицевом счету такие обращения направляются за счет ИУ.

Установлен срок для передачи обращений осужденных операторам связи не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней).

Следует обратить внимание на значительное дополнение по вопросу обращений заключенных: о принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.

Введена норма об уведомлении заключенного о поступлении денежных средств на его лицевой счет - не позднее 3 дней с момента их поступления, такой нормы ранее не было в ПВР ИУ.

При желании осужденного перевести личные деньги близким родственникам и иным лицам теперь не требуется указание причины, по которой он изъявил желание перевести деньги. А сам перевод осуществляется в соответствии с Инструкцией по учету личных денежных средств и других ценностей.   Уточнено, что осужденному сообщается об отправке денежного перевода под роспись на квитанции, которая приобщается к личному делу заключенного.

Уточнены погодные условия, при которых проверки проводятся в помещениях (п.42): дождь, снег, при сильных порывах ветра, понижение температуры ниже 25 градусов Цельсия.

При передвижении групп осужденных строевой шаг не применяется,  очень замечательное уточнение, так как на практике этот прием применялся в некоторых колониях.

Важное дополнение об обязанности администрации ИУ ежедневно обходить камеры и принимать от осужденных, находящихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, общих и одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, ТПП, предложения, заявления, ходатайства и жалобы, как в письменном, так и в устном виде.

Наконец, разъяснен порядок исчисления срока предоставления свиданий, получения передачи при переводе осужденного из одних условий в другие – от даты предоставления последнего свидания и получения последней передачи в предыдущих условиях отбывания наказания.

Внесен новый пункт в главу XIV «Порядок предоставления осужденным свиданий»  встречи со священнослужителями и совершения религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой.

Вместе с положительными изменениями из вышеуказанной главы удален пункт, уточнявший условия предоставления длительного свидания с иными лицами, в котором было указано, что  предоставляются лишь в случаях, когда, по мнению администрации, такие свидания не будут отрицательно влиять на осужденного.

Появилось очень важное дополнение (п.  134) при карантине, а также если посещение больного может привести к ухудшению его здоровья, начальник ЛПУ по письменному заключению лечащего врача и начальника отделения временно приостанавливают предоставление с ним свиданий, кроме адвокатов и лиц, имеющих право на оказание юридической помощи.

Что касается изменений содержания в ШИЗО, появился существенный положительный момент – разрешили в течение дня пользоваться кружкой, ранее был полный запрет на посуду в ШИЗО, кроме времени приема пищи. Одно непонятно, в связи с чем можно в ШИЗО только алюминиевую кружку? А чем плоха кружка из «нержавейки» или пластмассовая?

 

Уточнен спорный вопрос по зачету срока ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер при нахождении в СИЗО. Срок нахождения в СИЗО не зачитывается в срок отбывания наказания в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ.

Интересный момент появился в п.172 осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях в исправительных колониях общего режима, в целях успешной социальной адаптации по постановлению начальника ИУ за шесть месяцев до окончания срока наказания могут быть освобождены из-под стражи, если это необходимо по характеру выполняемой работы. Остается только заключенному найти такую работу.

Очень важным положительным новшеством в Правилах считаю появление отдельной главы XXVIII «Особенности содержания осужденных, являющихся инвалидами», где детально прописаны права заключенных с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать также претерпел изменения:

П. 3 наряду с запретом транспортных средств, запрещенных для передачи заключенным, стал содержать запрет иметь летательные средства передвижения.

П.14 дополнен помимо колюще-режущих и остроконечных предметов, запрещены предметы и тара, изготовленные из стекла, керамики и металла (за исключением алюминиевых ложек, вилок, кружек, тарелок и консервированных продуктов в металлической таре).

Запретили заключенным иметь телевизионные приемники с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и встроенными медиаплеерами, электронные носители и накопители информации. А также обучающие видеофильмы по топографии, служебному собаководству, единоборствам, подготовке борцов специальных подразделений, горной подготовке и паркуру, устройству оружия, изготовлению взрывчатых, ядовитых, отравляющих, наркотических и сильнодействующих веществ. Запрещены заключенным литература, документы либо информация на любых носителях, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.

В «старых» Правилах не было ограничения по мощности кипятильников, которые имели право иметь при себе заключенные, теперь же мощность электрокипятильников ограничена не более 0,5 кВт.

Из положительных изменений только исключение из правил запрета на ношение наручных и карманных часов в тюрьмах.

Правда, осужденным, содержащимся в облегченных условиях содержания и в колониях-поселениях разрешено пользоваться: аудиоплейерами без функции записи, техническими устройствами для чтения электронных книг без функции выхода в Интернет и функции аудио- и видеозаписи в количестве не более одного устройства каждого вида на осужденного; в местах коллективного пользования могут устанавливаться DVD- и аудиопроигрыватели.

И еще, в ПКТ и ЕПКТ отменили никому непонятный до этого существующий запрет на чай и кофе. Теперь заключенные, находящиеся в запираемых помещениях, смогут пить эти напитки, теперь возник вопрос в реализации этого «нового» права, в соответствии с  законодательством в этих помещениях нет розеток, как кипяточек заваривать? В Правилах об этом ни слова.

Ну и напоследок, я так и не поняла, чем обусловлено и как понимать изменение веса вещей, предметов и продуктов питания, которые заключенный может иметь при себе: в п.5 ПВР ИУ указано до 50 кг, а в конце правил в Примечаниях к Приложению № 1 общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания «усыхает» до 36 кг .  

Прикрепленные файлы: