УПОРНОЕ НЕИСПОЛНЕНИЕ НОВЕЛЛ УПК РФ

 

Московский следственный изолятор № 4 предупреждает следователей и адвокатов о том, что у них есть своя позиция относительно соблюдение конституционных прав на защиту лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Несмотря на внесение по инициативе Президента России изменений в ст. 49 УПК РФ, которыми формулировка «допуск к участию в уголовном деле» была заменена на «вступление в дело», – сотрудники ФСИН все еще трактуют нормы УПК РФ не в пользу стороны защиты. Сейчас продолжаются нарушения по целому ряду дел: сотрудники ФСИН говорят, что у них должна быть информация о том, что адвокат вступил в дело, полученная от органа, в чьем производстве оно находится.

На официальном сайте СИЗО № 4 по г. Москве в разделе с информацией для следователей и адвокатов указано, что «свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката, разрешения, выданного судебными, следственными органами и органами прокуратуры, в производстве которых находится уголовное дело, и ордера».

Стоит отметить, что данная информация была размещена на сайте СИЗО еще в ноябре 2016 г. и с тех пор не менялась, несмотря на то что президентские поправки давно вступили в силу. При этом примечательно, что еще раньше текст объявления был иным – с марта 2015 г. по ноябрь 2016 г. СИЗО информировало: «Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается». Что именно послужило причиной для изменения подхода руководства следственного изолятора к допуску адвокатов к подзащитным – неизвестно.

Это уже не первый случай нарушений норм УПК РФ в отношении адвокатов. Ранее «АГ» сообщала о некоторых из последних случаев, в частности о недопуске в СИЗО к доверителю и о препятствияхвступлению адвоката в дело.

Напомним, что президент ФПА РФ Юрий Пилипенко направлял письмо Александру Коновалову, в котором призвал принять меры к соблюдению сотрудниками СИЗО норм УПК РФ о предоставлении адвокатам свиданий с подзащитными. Как пояснил Юрий Пилипенко, «сотрудники СИЗО продолжают отказывать адвокатам в допуске к подзащитным, содержащимся под стражей, мотивируя это отсутствием информации от следствия, дознавателя или суда об участии конкретного адвоката в судопроизводстве в качестве защитника».

В своем ответе заместитель министра юстиции Алу Алханов пояснил, что «правоприменительными функциями, функциями по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, Минюст России не наделен», уточнив, что этими функциями наделена ФСИН России.

Кроме того, Алу Алханов сообщил, что поднятые в обращении ФПА РФ вопросы обсуждались на межведомственном совещании в начале июля, на котором МВД, ФСБ, ФСИН и СК России озвучили позицию, что в соответствии со ст. 18 Закона о содержании под стражей лицам, заключенным под стражу, предоставляются свидания без ограничения их числа и продолжительности с защитником, т.е. адвокатом, вступившим в уголовное дело. А свидание с адвокатом до его вступления в дело предоставляется в порядке, предусмотренном ч. 3 этой статьи, т.е. на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело.

По результатам совещания принято решение о «проработке возможности подготовки межведомственного нормативного правового акта, устанавливающего порядок взаимодействия при информировании следователями администрации следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы о вступлении адвокатов в уголовное дело». Также было принято решение о подготовке участниками совещания предложений по урегулированию вопросов, связанных с реализацией положений ч. 4.1 ст. 49 УПК РФ.

Ответ Министерства юстиции РФ прокомментировал вице-президент ФПА РФ Генри Резник, подчеркнув, что ФСИН отказывается исполнять закон, и в этом ее поддерживают силовые ведомства – МВД, ФСБ и СК России.

«Ошибочно считать, что вступление в дело обязательно означает приход адвоката к следователю с ордером. В ст. 53 УПК РФ первое полномочие, которым обладает адвокат, вступивший в дело, – это право на свидание с подзащитным, находящимся в следственном изоляторе», – констатировал вице-президент ФПА РФ и добавил, что никто не может указывать адвокату, с чего ему начинать участие в деле. «Адвокат сам выбирает последовательность своих действий. Некоторые считают, что вначале им нужно посетить следователя, изучить материалы, а потом прийти на свидание. А другие считают, что нужно начать со свидания с подзащитным», – разъяснил Генри Резник. По его мнению, 
во многом поэтому на практике происходит массовое препятствование работе адвоката и реализации конституционных прав граждан.

Помимо прочего, Генри Резник настаивает на том, что сотрудники СИЗО в соответствии с законом обязаны допускать адвоката на свидание с доверителем и, по его мнению, должны тут же сообщать об этом следователю: «Это они должны информировать о том, что обвиняемого посетил адвокат. То есть не следователь должен, как они настаивают, сообщать им о том, что в деле участвует адвокат, а они – ему. Такой порядок будет законным и оправданным».

Виктория Велимирова

Адвокатская газета